Окончательная отмена прописки: к чему готовиться украинцам
Переглядів: 5880
27 січня 2018 11:53
В Украине представлен законопроект, который позволит окончательно ликвидировать институт прописки. Вместо нее предложат новую онлайн систему декларативной регистрации . О всех "за" и "против" жизни без прописки "Обозреватель" выяснял у народных депутатов и экспертов.
Прописки давно нет, но она жива
Прописка традиционно считается рудиментом советской эпохи. И ее отмена была одним из основных требований Европейского Союза для безвиза с Украиной, которая как минимум 25 последних лет пытается реформировать этот институт.
Еще в 2003 году Верховная Рада приняла закон, которым формально отменили прописку. Но на практике ее просто переименовали в "регистрацию места жительства" и установили, что для такой регистрации достаточно подать заявление без каких-либо подтверждающих документов. Однако в украинских реалиях все оказалось намного сложнее.
Такая, по сути, "модернизированная" прописка стала жизненно необходимой буквально во всех органах: в ЦИК – для определения списков избирателей, поставщикам коммунальных услуг – для начисления платы за отопление, военкомату – для осуществления воинского учета.
Именно поэтому до сих пор прописка, названная по-новому, живее любых других институтов, доставшихся нам от СССР.
Очередное шило на мыло?
Последнюю попытку кардинально изменить ситуацию Рада предприняла в 2016 году, когда полномочия по регистрации вернули местной власти. Но нардепы не учли, что никаких инструментов для осуществления этих полномочий на местах уже не было.
"Поэтому на данный момент в Украине процедура регистрации места проживания все еще остается сложной для гражданина, хотя является одной из самых популярных административных услуг. В течение года за этой услугой обращаются более двух миллионов человек и каждый заявитель тратит от часа до нескольких недель на ее получение. Впрочем, несмотря на сложную процедуру, есть еще одна неприятная новость – далеко не все могут воспользоваться этой услугой. Как минимум 30% граждан не могут пройти процедуру регистрации места проживания", – отмечает Людмила Рабчинская, руководитель сектора политики и реинжиниринга Офиса реформы административных услуг.
Весь этот бюрократический процесс, естественно, сопряжен с коррупцией. После введения этого института "временной прописки", в сети легко можно и по сей день найти объявления: "прописка быстро и всего за 2 тыс. гривен на полгода и 3,5 тыс. гривен на год!".
И эта услуга востребована в наше время, поскольку без этого штампа в паспорте гражданин автоматически становится бесправным.
Риски отмены
Но взять и отменить регистрацию как таковую тоже нецелесообразно. Так, в комментарии "Обозревателю" член Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера отметил, что в любой цивилизованной стране мира регистрация в том или ином виде обязательно присутствует.
"Личность таким образом привязана к территориальной общине, участвует в избирательном процессе и административных услугах. Поэтому полностью отменять этот институт нельзя. Это могут позволить себе только анархисты", – сказал он.
Поэтому, по его оценкам, речь должна идти об усовершенствовании существующей системы регистрации.
"В первую очередь нужно сократить сроки такой регистрации, чтобы это занимало не несколько дней – достаточно здесь одного дня. Затем очевидно нужно подумать о регистрации лиц, которые арендуют жилье. Чтобы сама аренда и договор аренды мог быть основанием для регистрации. А также следует четко разграничить моменты с использованием государственной и коммунальной собственности. Тут нужно менять Жилищный кодекс, который у нас вообще 1973 года", – отметил он.
А как на Западе
В Европе вообще нет понятия "прописка". В Германии вы просто уведомляете государство о месте фактического проживания. Эта уведомительная регистрация позволяет открыть в банке счет, получить налоговый номер и медицинскую страховку.
Во Франции, если вы снимаете квартиру, собственник может написать письмо о том, что вы живете у него, и переведет на ваше имя счет за ЖКУ. Этот счет может служить доказательством проживания по конкретному адресу для банка, где вы захотите завести карту. Вместо прописки и регистрации в Европе есть понятие "подтверждение фактического адреса", для чего могут быть использованы рукописное заявление собственника или счета.
В Австралии человек сообщает государству о том, где он живет, чтобы иметь возможность голосовать. В Америке есть свои особенности в разных штатах, но, как правило, нет штрафа за отсутствие регистрации, и она не становится причиной отказа для предоставления административных услуг.
То есть если в постсоветском пространстве прописка-регистрация остается ограничительным инструментом, который используется для контроля человека или обогащения коррупционеров, то на Западе она служит техническим инструментом для комфортной жизни гражданина.
Новый закон
Эксперты Офиса реформы админуслуг уже разработали и представили новый законопроект об окончательной отмене прописки. Работа над законопроектом длилась весь 2017 год, и сейчас он дорабатывается группой при Министерстве внутренних дел.
На бумаге законопроект предлагает введение простой системы регистрации по декларативному (уведомительному) принципу, что займет, как обещают авторы, не больше 5 минут в режиме онлайн и круглосуточно. Такая регистрация на основании декларации как раз и работает в некоторых штатах США, Нидерландах, Латвии, Германии, Эстонии, Финляндии, Литве и в ряде других стран.
Сначала человек должен будет получить право на проживание, а уже после этого осуществить регистрацию. И эта регистрация не будет давать человеку никаких оснований на приобретение прав на имущество по месту регистрации. Более того, с целью защиты интересов собственника органы регистрации выборочно будут проверять основания регистрации по установленным критериям, блокировать и аннулировать регистрацию.
К тому же, владелец обязательно будет получать уведомления о регистрации другого лица в его жилище и иметь возможность бесплатно обжаловать регистрацию в органе регистрации. За злоупотребление декларативным принципом будут налагаться значительные штрафные санкции.
Также законопроект предлагает создать единую систему регистрации, что предоставит возможность обмена данными между различными государственными органами. Потому что сегодня эту регистрацию осуществляют более 10 тыс. органов на местных уровнях и во многих случаях информация о месте проживания остается только в них.
Поживем – увидим
Как показывает украинский опыт, не всегда хорошие на бумаге идеи так же хороши на деле. Это доказывает работа центров "Готово!" – все те же очереди и наличие коррупции при получении ІD-карточек и биометрических паспортов.
По мнению народного депутата от фракции Блока Петра Порошенко, члена комитета по вопросам правовой политики и правосудия Натальи Агафоной, главное, чтобы предложенная в законопроекте процедура, заработала.
"Мой вывод - все дело в механизме. Все идеи имеют право на существование, если записаны работающие механизмы. А насколько они реально работающие в этом законопроекте – сложно сказать. Это только проект закона, к которому могут еще подать три альтернативных. Поэтому пока что рано о чем-то говорить", – сказала она в комментарии "Обозревателю".
В свою очередь нардеп от фракции "Народный фронт" и член все того же правого комитета Игорь Лапин добавил, что идея создания единой системы регистрации – хорошая. По его оценкам, это поможет в том числе бороться с разного рода манипуляциями со списками избирателей.
"Но для создания такого единого реестра, нужно провести как минимум перепись населения. А то мы сейчас отменим прописку, и что дальше будем делать? Как мы будем отсекать "мертвые души"? По одним оценкам у нас 40 млн населения, а по другим – 32, а, учитывая сколько людей выехало на заработки – вообще непонятно. Плюс – нужно учитывать фактор войны. Поэтому прописка – это, да, рудимент. Но полностью регистрацию точно отменять нельзя", – подытожил нардеп.
Прописки давно нет, но она жива
Прописка традиционно считается рудиментом советской эпохи. И ее отмена была одним из основных требований Европейского Союза для безвиза с Украиной, которая как минимум 25 последних лет пытается реформировать этот институт.
Еще в 2003 году Верховная Рада приняла закон, которым формально отменили прописку. Но на практике ее просто переименовали в "регистрацию места жительства" и установили, что для такой регистрации достаточно подать заявление без каких-либо подтверждающих документов. Однако в украинских реалиях все оказалось намного сложнее.
Такая, по сути, "модернизированная" прописка стала жизненно необходимой буквально во всех органах: в ЦИК – для определения списков избирателей, поставщикам коммунальных услуг – для начисления платы за отопление, военкомату – для осуществления воинского учета.
Именно поэтому до сих пор прописка, названная по-новому, живее любых других институтов, доставшихся нам от СССР.
Очередное шило на мыло?
Последнюю попытку кардинально изменить ситуацию Рада предприняла в 2016 году, когда полномочия по регистрации вернули местной власти. Но нардепы не учли, что никаких инструментов для осуществления этих полномочий на местах уже не было.
"Поэтому на данный момент в Украине процедура регистрации места проживания все еще остается сложной для гражданина, хотя является одной из самых популярных административных услуг. В течение года за этой услугой обращаются более двух миллионов человек и каждый заявитель тратит от часа до нескольких недель на ее получение. Впрочем, несмотря на сложную процедуру, есть еще одна неприятная новость – далеко не все могут воспользоваться этой услугой. Как минимум 30% граждан не могут пройти процедуру регистрации места проживания", – отмечает Людмила Рабчинская, руководитель сектора политики и реинжиниринга Офиса реформы административных услуг.
Весь этот бюрократический процесс, естественно, сопряжен с коррупцией. После введения этого института "временной прописки", в сети легко можно и по сей день найти объявления: "прописка быстро и всего за 2 тыс. гривен на полгода и 3,5 тыс. гривен на год!".
И эта услуга востребована в наше время, поскольку без этого штампа в паспорте гражданин автоматически становится бесправным.
Риски отмены
Но взять и отменить регистрацию как таковую тоже нецелесообразно. Так, в комментарии "Обозревателю" член Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера отметил, что в любой цивилизованной стране мира регистрация в том или ином виде обязательно присутствует.
"Личность таким образом привязана к территориальной общине, участвует в избирательном процессе и административных услугах. Поэтому полностью отменять этот институт нельзя. Это могут позволить себе только анархисты", – сказал он.
Поэтому, по его оценкам, речь должна идти об усовершенствовании существующей системы регистрации.
"В первую очередь нужно сократить сроки такой регистрации, чтобы это занимало не несколько дней – достаточно здесь одного дня. Затем очевидно нужно подумать о регистрации лиц, которые арендуют жилье. Чтобы сама аренда и договор аренды мог быть основанием для регистрации. А также следует четко разграничить моменты с использованием государственной и коммунальной собственности. Тут нужно менять Жилищный кодекс, который у нас вообще 1973 года", – отметил он.
А как на Западе
В Европе вообще нет понятия "прописка". В Германии вы просто уведомляете государство о месте фактического проживания. Эта уведомительная регистрация позволяет открыть в банке счет, получить налоговый номер и медицинскую страховку.
Во Франции, если вы снимаете квартиру, собственник может написать письмо о том, что вы живете у него, и переведет на ваше имя счет за ЖКУ. Этот счет может служить доказательством проживания по конкретному адресу для банка, где вы захотите завести карту. Вместо прописки и регистрации в Европе есть понятие "подтверждение фактического адреса", для чего могут быть использованы рукописное заявление собственника или счета.
В Австралии человек сообщает государству о том, где он живет, чтобы иметь возможность голосовать. В Америке есть свои особенности в разных штатах, но, как правило, нет штрафа за отсутствие регистрации, и она не становится причиной отказа для предоставления административных услуг.
То есть если в постсоветском пространстве прописка-регистрация остается ограничительным инструментом, который используется для контроля человека или обогащения коррупционеров, то на Западе она служит техническим инструментом для комфортной жизни гражданина.
Новый закон
Эксперты Офиса реформы админуслуг уже разработали и представили новый законопроект об окончательной отмене прописки. Работа над законопроектом длилась весь 2017 год, и сейчас он дорабатывается группой при Министерстве внутренних дел.
На бумаге законопроект предлагает введение простой системы регистрации по декларативному (уведомительному) принципу, что займет, как обещают авторы, не больше 5 минут в режиме онлайн и круглосуточно. Такая регистрация на основании декларации как раз и работает в некоторых штатах США, Нидерландах, Латвии, Германии, Эстонии, Финляндии, Литве и в ряде других стран.
Сначала человек должен будет получить право на проживание, а уже после этого осуществить регистрацию. И эта регистрация не будет давать человеку никаких оснований на приобретение прав на имущество по месту регистрации. Более того, с целью защиты интересов собственника органы регистрации выборочно будут проверять основания регистрации по установленным критериям, блокировать и аннулировать регистрацию.
К тому же, владелец обязательно будет получать уведомления о регистрации другого лица в его жилище и иметь возможность бесплатно обжаловать регистрацию в органе регистрации. За злоупотребление декларативным принципом будут налагаться значительные штрафные санкции.
Также законопроект предлагает создать единую систему регистрации, что предоставит возможность обмена данными между различными государственными органами. Потому что сегодня эту регистрацию осуществляют более 10 тыс. органов на местных уровнях и во многих случаях информация о месте проживания остается только в них.
Поживем – увидим
Как показывает украинский опыт, не всегда хорошие на бумаге идеи так же хороши на деле. Это доказывает работа центров "Готово!" – все те же очереди и наличие коррупции при получении ІD-карточек и биометрических паспортов.
По мнению народного депутата от фракции Блока Петра Порошенко, члена комитета по вопросам правовой политики и правосудия Натальи Агафоной, главное, чтобы предложенная в законопроекте процедура, заработала.
"Мой вывод - все дело в механизме. Все идеи имеют право на существование, если записаны работающие механизмы. А насколько они реально работающие в этом законопроекте – сложно сказать. Это только проект закона, к которому могут еще подать три альтернативных. Поэтому пока что рано о чем-то говорить", – сказала она в комментарии "Обозревателю".
В свою очередь нардеп от фракции "Народный фронт" и член все того же правого комитета Игорь Лапин добавил, что идея создания единой системы регистрации – хорошая. По его оценкам, это поможет в том числе бороться с разного рода манипуляциями со списками избирателей.
"Но для создания такого единого реестра, нужно провести как минимум перепись населения. А то мы сейчас отменим прописку, и что дальше будем делать? Как мы будем отсекать "мертвые души"? По одним оценкам у нас 40 млн населения, а по другим – 32, а, учитывая сколько людей выехало на заработки – вообще непонятно. Плюс – нужно учитывать фактор войны. Поэтому прописка – это, да, рудимент. Но полностью регистрацию точно отменять нельзя", – подытожил нардеп.
Схожі новини: