Судьба эсера

Переглядів: 1502

28 липня 2018 11:46

Судьба эсера фото
В начале 1913 года потомственный почетный гражданин Александр Васильевич Либеров запросил разрешения издавать в Мелитополе газету «Наша жизнь». Естественно, губернское правление начало разбираться - что это за птица такая.

Оказалось, что Александр Васильевич прибыл в наши края не по доброй воле: он был выслан из родной Костромской губернии за активную деятельность в ПСР - партии социалистов-революционеров (эсеров).

Хранитель типографии

Родился он в 1887 г. Отец его Василий Федорович служил дьяконом и происходил из династии священнослужителей, которые уже давно носили титул почетных граждан. Семья была большая: в 1908 г. в ней значились отец (45 лет), мать Варвара Алексеевна (39), их дети: Николай (22), Александр (20), Анна (16), Анастасия (12), Димитрий (10), Екатерина (9), Мария (6) и Иоанн (4). Почти вся семья жила в с. Коровье Чухломского уезда, Александр и Николай родились в с. Шартаново того же уезда, а жили в Костроме. При Александре жила сестра Анастасия, ученица Епархиального духовного училища. Оба эти брата окончили Солигаличское духовное училище, оба начинали учебу в Костромской духовной семинарии и бросили ее. Оба были эсерами. Николай служил чиновником губернского присутствия, Александр трудился корректором редакции газеты «Поволжский вестник», прирабатывал уроками и корреспонденциями в эту газету и газеты «Север» (Вологда) и «Рабочий» (Казань). Николая после первого ареста, видимо, уволили, и он выбрал те же крамольные занятия, что и брат, - до второго ареста.

В октябре 1906 г. обоих арестовали за расклейку в Костроме прокламаций, но по суду оправдали. В 1907 г. обвинения и процессы у братьев были разными. 26.10.1907 г. при обыске в квартире Александра обнаружили за висящей на стене картиной листовки, газеты и другие эсеровские издания в нескольких экземплярах. Александр Васильевич «не признал себя виновным и объяснил, что, намереваясь составить статью о деятельности революционных партий для помещения ее в одной из местных легальных газет, он обратился к своим знакомым с просьбой достать несколько образцов изданий этих партий». Московская судебная палата на заседании в Костроме оправдала Александра Васильевича согласно вердикту присяжных. А Николая в 1907 г. обвинили в снабжении боевиков оружием и осудили на полтора года - до июля 1909 г.

Тем временем поступили сведения, что ранее партийная типография находилась у Александра. В 1908 г. при обыске на его месте работы (в редакции) нашли партийные издания эсеров (прокламации «К рекрутам», «Григорий Андреевич Гершуни», «Что делать крестьянам», газеты «Труд» и «Партийные известия» в 4-5 экземплярах). Повторный обыск на квартире обнаружил типографскую кассу со шрифтом. На этот раз его осудили на год тюрьмы, в декабре 1910 г. освободили и выслали из губернии в административном порядке. В январе 1911 г. он «прибыл в Симферополь и тотчас вступил в контакт с неблагонадежными» - как доложили губернскому правлению в ответ на упомянутый запрос. За год жизни в столице Таврии Либеров сменил шесть адресов (последний - дом Анджели на ул. Греческой) и пробавлялся журналистской деятельностью. Его пытались привлечь к суду за некоторые публикации, но не смогли.

В Таврии Либеров женился - где и когда, неясно. Его женой стала Дора Григорьевна Гольдина (р. 1892), и брак этот в некотором смысле загадочен. Основные сведения о Д. Г. Либеровой содержатся в деле ГАРФ 10035-1-П58006. Сообщается, что ее арестовали чекисты в Москве 22.07.1919 г., изъяли переписку, в том числе тюремный дневник Либерова 1919 г. (он в деле!), затем освободили под подписку о невыезде. Местом ее рождения названа Таврия, обойден вопрос национальной принадлежности. Видимо, она была из какой-то местной еврейской семьи Гольдиных и ради брака с православным Александром перешла в христианство.



«Судьба закинула меня…»

В Мелитополе Александр Васильевич появился 31 марта 1912 г., видимо, в качестве корреспондента какой-то из крымских газет. В праве издавать собственную газету ему при такой биографии, естественно, отказали. Любопытно, что он просил этого разрешения, проживая на ул. Воронцовской в доме Л. Л. Либермана, то есть издателя мелитопольской «Южной речи». Не очень по-джентльменски это выглядело, конечно. Тем не менее, А. В. Либеров стал постоянным корреспондентом (а возможно - и штатным сотрудником) «Южной речи» (далее - ЮР) с псевдонимом Алибер. В нескольких его статьях проскальзывают автобиографические нотки. Так, статья о лесных пожарах «Бич деревни (из личных воспоминаний)» начинается так: «Судьба закинула меня в южнорусские степи из глуши девственных лесов нашего севера». В другом месте он называет своим учителем жизни известного революционера-народника Н. К. Михайловского.

С началом Первой мировой войны деятельность Александра Васильевича приобрела бурный характер. Он стал чрезвычайно активным оборонцем. В «Южной речи» напечатана его статья «Взявший меч» (№ 311 3.08.1914), и после этого статьи появлялись чуть ли не в каждом номере, например, «Англия и война», «Могильщик и розы», «Долг зовет», «Предательство Турции» (1914), «На рубеже», «Затишье перед бурей», «Морская победа», «Наши операции», «Разгром турок», «Наш долг», «Значение войны», «Сила внутри нас», «Военные операции», «У Дарданелл», «К падению крепости Перемышль», «Роковая распря (балканские славяне)», «Выступит ли Америка» (1915) и т. д. Возможно, он же автор аналогичных публикаций, подписанных инициалами «А. Л.».

В Мелитополе выходят два номера журнала «Родная земля». В обоих - статьи А. Либерова (ЮР № 408.20.03.1915). В «Южной речи» (№ 444 14.06.1915) появляется статья Алибера «Оборона страны» с призывом создать городской военно-промышленный комитет (ВПК), и через неделю с предложением обсудить эту идею в городской думе выступает заводчик А. Д. Заферман (ЮР № 447 21.06.1915). Когда комитет создали, Либерова в него включили.

Несколько ранее в городе организовали общество потребителей «Единение». В условиях бурного роста цен, грозящего дефицита продуктов, топлива и т. д. роль потребкооперации становится очень важной.

Первое оргсобрание состоялось 28.09.1914 г. Сначала председателем «Единения» становится Н. В. Кефала, в июле 1915 г. - П. Т. Захаров, в апреле 1916 г. его сменяют. Либеров был одним из членов правления (казначеем во всех составах) и представителем «Единения» в городском продовольственном комитете. В октябре 1915 г. в Мелитополе собирается совещание кооперативов. А. В. Либеров выступает на нем с докладом. Созданный совещанием губернский кооперативный комитет располагается в Мелитополе, в него входят, в частности, А. В. Либеров и Н. С. Кублановский (ЮР №№ 430, 457, 491, май-октябрь 1915 г.). Позднее одну из своих речей Александр Васильевич начал словами: «Я - старый кооператор...»

Эсеры вообще активно участвовали в кооперативном движении. Полиция это отметила, собрала сведения, но решила не трогать их, пока приносят пользу, лишь держать под наблюдением.

А. В. Либеров вошел и в комитет помощи беженцам (горкомбеж), правда, на вторых ролях - кандидатом. Здесь он затеял полемику с руководством местных «Яслей», призывая их использовать профессионалов, а не волонтеров. Эта полемика носила чисто деловой характер и, наверное, не стоило вести ее публично. При «Единении» открывается кооперативный комитет помощи беженцам. А. В. Либеров состоит в нем тоже. Продолжаются его публикации в «Южной речи», например, «Единство в стране» (ЮР № 481 9.09.1915), «Война и Греция» (ЮР № 503 30.10.1915). Потом он посчитал, что редакция исказила его статью, помещает в № 510 гневное возражение, и на этом сотрудничество с газетой резко сокращается.



Водоворот революции

Новая вспышка активности А. В. Либерова начинается с победой Февральской революции. По инициативе Военно-промышленного комитета и Совета рабочих депутатов в городе создали Общественный комитет - в некотором роде самозваную организацию, которая пыталась формировать новые органы власти на основе всеобщего избирательного права. По словам П. Никольского, «[Мелитопольский] Общественный Комитет понуждает Городскую Думу действовать в интересах народа, но сам в то же время испытывает в этом отношении давление со стороны Совета Рабочих Депутатов... В думе председательствует комиссар, назначенный Общественным Комитетом... Все распоряжения свыше исполняются только тогда, когда они не противоречат интересам народа, равно как и Временное Правительство поддерживается постольку, поскольку оно действует в духе народовластия».

Общественный комитет выделил из своего состава Временный исполнительный комитет, который приступил к изданию своих «Известий». Редактором стал Либеров. Единственный сохранившийся номер этой газеты (№ 4 9.03.1917) содержит, в частности, список состава Мелитопольского совета рабочих и солдатских депутатов. По поводу одной из публикаций «Известий» (№ 29 20.04.1917) в суд была направлена жалоба представителя Союза русского народа Д. М. Чуйкина из Акимовки. Дескать, опубликовано письмо в редакцию под заглавием «Черная сотня раскрывает свою смрадную пасть», и в нем утверждают, что «я [Д. М. Чуйкин] якобы агитирую против нового строя, якобы угрожаю еврейству и пр. Это оскорбление в печати, накажите редактора».

Рассмотрение этой жалобы во время революций и гражданской войны проходило в антураже феерически меняющейся обстановки. В сентябре 1917 г. следователь из Симферополя запрашивает мелитопольскую милицию «о звании, летах и прежней судимости» Либерова. На обороте запроса и. о. начальника милиции И. Бискин отвечает, что Либеров - у вас, в Симферополе, редактирует газету «Земля и воля».
За это время произошли такие события: была избрана Мелитопольская городская дума, А. В. Либеров стал ее гласным, т. е. депутатом («Таврические губернские ведомости» № 52 8.08.1917 г.). При распределении обязанностей его избрали в уездный продовольственный комитет - пишут «Южные ведомости» (далее - ЮВ) в № 40 12.09.1917 г. Но в октябре Либеров - уже в Крыму, редактор и партийный работник. В октябре же собрался Губернский съезд совета крестьянских депутатов (ЮВ № 80 29.10.1917 г.). «С большими речами о текущих событиях выступили [мелитопольские эсеры] А. В. Либеров и Н. И. Алясов, которые резко осудили предательскую попытку большевиков поднять восстание за две недели до Учредительного собрания».

Будучи редактором «Земли и воли» как раз во время Октябрьской революции, отпадения от России национальных окраин, Либеров активно боролся за идеалы своей партии - в том числе и пером. В №№ 17, 18, 22 и 30 (с 29 октября по 14 ноября) он поместил громадную статью «Что такое большевики?», доказывая в ней, что использование большевиками эсеровских лозунгов в земельном вопросе - тактический и лживый ход. С не меньшей энергией он выступал против сепаратного мира с Германией и ее союзниками - например, в статье «Страна и фронт» (№ 31 15.11.1917 г.).

В. Н. КУМОК.

Статья была опубликована в Мелитопольском краеведческом журнале № 3.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: