Живая душа
Переглядів: 1765
30 січня 2019 14:32
«Пока душа мается – она живая». Так считает архитектор, художник, поэт Светлана Причиненко из пос. Бильмак. Ее работы дышат свежестью и радостью.
Аромат сена
Детские воспоминания до сих пор наполняют сердце теплотой. Светлана Причиненко (девичья фамилия Дятчик) родом из маленького белорусского села Липичанка Щучинского района Гродненской области. В маленьком селе еще стоит добротный дом – мамин, бабушкин, дедушкин.
- На празднике Рождества вся семья собиралась в этом доме, - вспоминает Светлана Михайловна. - Дедушка приносил в мешке ароматное сено, собранное на заливных лугах за Неманом, и вытряхивал его на деревянный стол. Среди зимы оно пахло травами и цветами. Поверх сена стелили домотканую скатерть и ставили12 постных блюд. В эти дни бабушка делала галушки из пресного теста, а детям оставляла кусочек. Мы, малыши, лепили из него коников, бабушка пекла их и хранила в полотняном мешочке. Время от времени мы вынимали по одному и ели с маковой водой, которую делали своими руками. Особенное блюдо – овсяный кисель: он долго кис в деревянной бочке, становился густым как холодец, так что его можно было резать ломтями и лакомиться долго-долго, все праздники. Ели рыбу из Немана, пили узвар из фруктов, собранных в наших обширных садах, готовили квас из лесных грибов. Часть сена рассыпали в красном углу под иконами. На мешке от сена усаживали меня и говорили с улыбкой: «Вот кутя сидит!», а было мне лишь четыре года. Рождественский вечер начинался с молитвы, которую говорила бабушка Франтишка по-польски. Потом стол благословлялся, и мы рассаживались…
На краски денег не было
Гены художника достались Светлане по наследству. Когда-то семьи были многодетными: у отца – пятеро братьев, у мамы – четверо. Один из дядей по маминой линии был одарен талантом живописца, хотя и не стал профессиональным мастером. Дядя рисовал иконы акварелью, еще школьником зарабатывая на муку в послевоенной бедности.
В Светланином детстве не было изостудии, невозможно было купить и альбом с репродукциями художников. Зато дедушка выписывал журнал «Огонек», и девочка могла долгими вечерами рассматривать его сколько угодно. Рисовала она в основном карандашами, и даже акварельные краски появились попозже. Поступать решила туда, где можно было творить, даря людям и радость, и пользу, – на архитектора.
В Днепропетровский инженерно-строительный институт привезла домашние любительские работы, и ее взяли - несмотря на отсутствие диплома о художественной школе. В студенческие годы научилась многому – на всю жизнь хватило идей, знаний и навыков.
Родной край должен быть красивым
В Запорожской области оказалась по распределению в Куйбышево (ныне Бильмак). Два десятилетия работала главным архитектором Куйбышевского района и главным архитектором Розовского района. Настоящую «битву» пришлось выстоять, чтобы в парке райцентра, где стоит Мемориал Славы и два православных храма, не построили автозаправочную станцию. А сколько «битв» местного значения пришлось ей выдержать, чтобы некоторые предприниматели не нарушали градостроительных норм! Не каждый человек на должности районного архитектора смог бы противостоять натиску бизнесменов! А ей, хрупкой женщине, пришлось...
Как и многие райцентры, Куйбышево в последнее десятилетие расстраивался, обрастал магазинами и офисами. Но благодаря настойчивости главного архитектора центр имеет целостный вид. По ее чертежам строились магазины и здания маленьких производств – маслобоен, крупорушек. По проекту С. Причиненко был изготовлен макет древней крепости, который стал символом Покровской ярмарки в Запорожье и используется до сих пор.
По совместительству С. Причиненко в детской художественной школе преподавала историю искусства и рисунок. Уже в должности главного архитектора района вела уроки рисования в общеобразовательной школе. В Бердянском художественном музее имени И. Бродского действовала персональная выставка Светланы Михайловны «Я дарю вам...».
Мне очень жаль, что черно-белые страницы газеты не могут передать той свежести и юности, которая светится в ее картинах. Они просто дышат чувствами! Герои - предметы и люди – будто живут своей жизнью и при этом беседуют со зрителями.
Светлана Михайловна участвовала в фестивалях «Запорожская бульба», «Покрова на Хортице». Она возглавляет белорусское общество в с. Гусарка. Она председатель местного творческого объединения - клуба «Литературно-художественная гостиная «Свичадо», который собирается в районной библиотеке. Она также возглавляет объединение мастеров народного декоративно-прикладного искусства «Гармония» в районном ДК, которое собирает вышивальщиц и народных умелиц. Светлана Михайловна и сама творит в разных техниках: расписывать бутылки, ложки, занимается лепкой, может превратить обычную бутылку в чудо-вазу. Увлечение последних лет – техника «холодный фарфор», в которой шедевры получаются из смеси кукурузы, крахмала, глицерина. Семейства кукол вполне могли бы назвать ее своей мамой!
Дорога к небу
И в реальной жизни она – хорошая жена и ласковая мама. Вместе с мужем Константином Причиненко, редактором местной газеты «Рідний край», воспитали дочь Викторию, которая пошла по стопам отца. Внуки – Валерий и двойняшки Олеся и Анастасия – пока не проявили художественных талантов, но у них все впереди.
Выйдя на пенсию, Светлана Михайловна смогла реализовать и свой поэтический дар. Сочинять стихи она начала еще в 90-е годы. Есть у нее рассказы и эссе, выходили сборники «Любовь-планета» и «Липичанка» – там помещены работы карандашом, акварелью и маслом, пейзажи, натюрморты, портреты… Пишет Светлана Михайловна стихи и музыку для песен. Некоторое время пела в церковном хоре, сейчас – участница народного хора «Гетман». Осенью вышел новый сборник поэзии и прозы на трех языках «Дорога до неба».
- На обложке сборника – фотография моей родины. Хотелось бы поехать в родную Липичанку, подарить книги там. Уже задумала автобиографический роман. Мне есть о чем вспомнить! Горько, но ведь из нашей жизни уходит пласт культуры – деревня. Сейчас в трудолюбивой некогда Липичанке остались лишь старики, стоят улицы с пустыми домами… Пока я отдыхаю во внуках и все меньше рисую. Воспринимаю жизнь как дорогу к небу. Возможно, со стороны это не понять, но быть художником тяжело: ты будто уходишь в параллельный мир. В творчестве не получается: чуть затронуло – и прошло мимо. Нет, если искренне творишь, то это забирает тебя без остатка. У художника душа всегда должна быть «на взводе». Но я верю: если сердце болит – значит жизнь продолжается!
Аромат сена
Детские воспоминания до сих пор наполняют сердце теплотой. Светлана Причиненко (девичья фамилия Дятчик) родом из маленького белорусского села Липичанка Щучинского района Гродненской области. В маленьком селе еще стоит добротный дом – мамин, бабушкин, дедушкин.
- На празднике Рождества вся семья собиралась в этом доме, - вспоминает Светлана Михайловна. - Дедушка приносил в мешке ароматное сено, собранное на заливных лугах за Неманом, и вытряхивал его на деревянный стол. Среди зимы оно пахло травами и цветами. Поверх сена стелили домотканую скатерть и ставили12 постных блюд. В эти дни бабушка делала галушки из пресного теста, а детям оставляла кусочек. Мы, малыши, лепили из него коников, бабушка пекла их и хранила в полотняном мешочке. Время от времени мы вынимали по одному и ели с маковой водой, которую делали своими руками. Особенное блюдо – овсяный кисель: он долго кис в деревянной бочке, становился густым как холодец, так что его можно было резать ломтями и лакомиться долго-долго, все праздники. Ели рыбу из Немана, пили узвар из фруктов, собранных в наших обширных садах, готовили квас из лесных грибов. Часть сена рассыпали в красном углу под иконами. На мешке от сена усаживали меня и говорили с улыбкой: «Вот кутя сидит!», а было мне лишь четыре года. Рождественский вечер начинался с молитвы, которую говорила бабушка Франтишка по-польски. Потом стол благословлялся, и мы рассаживались…
На краски денег не было
Гены художника достались Светлане по наследству. Когда-то семьи были многодетными: у отца – пятеро братьев, у мамы – четверо. Один из дядей по маминой линии был одарен талантом живописца, хотя и не стал профессиональным мастером. Дядя рисовал иконы акварелью, еще школьником зарабатывая на муку в послевоенной бедности.
В Светланином детстве не было изостудии, невозможно было купить и альбом с репродукциями художников. Зато дедушка выписывал журнал «Огонек», и девочка могла долгими вечерами рассматривать его сколько угодно. Рисовала она в основном карандашами, и даже акварельные краски появились попозже. Поступать решила туда, где можно было творить, даря людям и радость, и пользу, – на архитектора.
В Днепропетровский инженерно-строительный институт привезла домашние любительские работы, и ее взяли - несмотря на отсутствие диплома о художественной школе. В студенческие годы научилась многому – на всю жизнь хватило идей, знаний и навыков.
Родной край должен быть красивым
В Запорожской области оказалась по распределению в Куйбышево (ныне Бильмак). Два десятилетия работала главным архитектором Куйбышевского района и главным архитектором Розовского района. Настоящую «битву» пришлось выстоять, чтобы в парке райцентра, где стоит Мемориал Славы и два православных храма, не построили автозаправочную станцию. А сколько «битв» местного значения пришлось ей выдержать, чтобы некоторые предприниматели не нарушали градостроительных норм! Не каждый человек на должности районного архитектора смог бы противостоять натиску бизнесменов! А ей, хрупкой женщине, пришлось...
Как и многие райцентры, Куйбышево в последнее десятилетие расстраивался, обрастал магазинами и офисами. Но благодаря настойчивости главного архитектора центр имеет целостный вид. По ее чертежам строились магазины и здания маленьких производств – маслобоен, крупорушек. По проекту С. Причиненко был изготовлен макет древней крепости, который стал символом Покровской ярмарки в Запорожье и используется до сих пор.
По совместительству С. Причиненко в детской художественной школе преподавала историю искусства и рисунок. Уже в должности главного архитектора района вела уроки рисования в общеобразовательной школе. В Бердянском художественном музее имени И. Бродского действовала персональная выставка Светланы Михайловны «Я дарю вам...».
Мне очень жаль, что черно-белые страницы газеты не могут передать той свежести и юности, которая светится в ее картинах. Они просто дышат чувствами! Герои - предметы и люди – будто живут своей жизнью и при этом беседуют со зрителями.
Светлана Михайловна участвовала в фестивалях «Запорожская бульба», «Покрова на Хортице». Она возглавляет белорусское общество в с. Гусарка. Она председатель местного творческого объединения - клуба «Литературно-художественная гостиная «Свичадо», который собирается в районной библиотеке. Она также возглавляет объединение мастеров народного декоративно-прикладного искусства «Гармония» в районном ДК, которое собирает вышивальщиц и народных умелиц. Светлана Михайловна и сама творит в разных техниках: расписывать бутылки, ложки, занимается лепкой, может превратить обычную бутылку в чудо-вазу. Увлечение последних лет – техника «холодный фарфор», в которой шедевры получаются из смеси кукурузы, крахмала, глицерина. Семейства кукол вполне могли бы назвать ее своей мамой!
Дорога к небу
И в реальной жизни она – хорошая жена и ласковая мама. Вместе с мужем Константином Причиненко, редактором местной газеты «Рідний край», воспитали дочь Викторию, которая пошла по стопам отца. Внуки – Валерий и двойняшки Олеся и Анастасия – пока не проявили художественных талантов, но у них все впереди.
Выйдя на пенсию, Светлана Михайловна смогла реализовать и свой поэтический дар. Сочинять стихи она начала еще в 90-е годы. Есть у нее рассказы и эссе, выходили сборники «Любовь-планета» и «Липичанка» – там помещены работы карандашом, акварелью и маслом, пейзажи, натюрморты, портреты… Пишет Светлана Михайловна стихи и музыку для песен. Некоторое время пела в церковном хоре, сейчас – участница народного хора «Гетман». Осенью вышел новый сборник поэзии и прозы на трех языках «Дорога до неба».
- На обложке сборника – фотография моей родины. Хотелось бы поехать в родную Липичанку, подарить книги там. Уже задумала автобиографический роман. Мне есть о чем вспомнить! Горько, но ведь из нашей жизни уходит пласт культуры – деревня. Сейчас в трудолюбивой некогда Липичанке остались лишь старики, стоят улицы с пустыми домами… Пока я отдыхаю во внуках и все меньше рисую. Воспринимаю жизнь как дорогу к небу. Возможно, со стороны это не понять, но быть художником тяжело: ты будто уходишь в параллельный мир. В творчестве не получается: чуть затронуло – и прошло мимо. Нет, если искренне творишь, то это забирает тебя без остатка. У художника душа всегда должна быть «на взводе». Но я верю: если сердце болит – значит жизнь продолжается!
Схожі новини: