Живое дежавю: о фильме "Король Лев"
20 липня 2019 09:32
18 июля в прокат вышла феноменальная лента "Король лев", которая захватывает, и практически дословно пересказывает одноименный анимационный фильм
Золотой телец
"Король Лев" Джона Фавро является современной версией одноименного анимационного фильма студии Уолта Диснея и режиссеров Роба Минкоффа и Роджера Аллерса, который появился в прокате 25 лет назад и получил две премии "Оскар" — за лучшую песню и музыку. Берущие за душу лиризмом и взрывающиеся оптимизмом незабываемые композиции для ленты написал Элтон Джон, а Ханс Циммер сдержанно оттенил их, придав истории героическое начало.
Не смотря на солидный возраст, "Король Лев" все это время был на виду, собрав в мировом кинопрокате чуть меньше миллиарда долларов. Анимационный фильм несколько раз повторно выпускали на экраны (в том числе, в июле и августе 2011 года в Украине). По его мотивам были созданы несколько телефильмов и телесериалов. А главное, в 1997 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла "Король Лев".
С тех пор его там сыграли более 9 тысяч раз для 15,3 миллионов зрителей, продав билетов на сумму 1,6 млрд долларов. Вместе с турне и международными постановками сборы мюзикла "Король Лев" составили (по состоянию на декабрь 2017-го) умопомрачительные — и рекордные — 8,1 млрд долларов.
Знакомая история
Учитывая эти обстоятельства, вряд ли сегодня найдутся кинозрители, не знакомые хотя бы шапочно с произведением, которое студия Уолта Диснея перезапустила в рамках своей долгоиграющей стратегии "перегонки" анимационных шедевров в форму игрового кино (в случае "Короля Льва" — кино, "разыгранного" с помощью современных компьютерных технологий). Это было бы равносильно тому, чтобы кто-то, взрослея, ни разу не слышал, к примеру, о Колобке или Гамлете.
Подобное полярное сравнение вполне допустимо, поскольку "Король Лев" черпает вдохновение в равной степени из копилок сказок (мифологии) и классической драматургии.
Юный Симба рожден в королевской семье и, подрастая, хорохорится, думая, что ухватил Бога за борду. За счастьем следует "шекспировская" трагедия, за трагедией — уход из дома. Обретя новых беспечных друзей, герой ищет забытья в бесконечных забавах. Но, в итоге, осознает свое предназначение, принимает прошлое и выполняет долг.
Круг и линия жизни
Фильм убедительно раскрывает универсальную драму взросления, представляя глубокие философские концепции в форме легких музыкальных номеров и "осязаемых" немногословных объяснений (душевные метания Симбы, абсолютно человеческие по сути, решены благодаря очаровательным образам животного мира, достоверным донельзя; людей же в фильме — как экранного мерила происходящего — нет вообще).
К исполнению долга героя подталкивают наставления венценосного отца и концепция "круга жизни", которая предполагает, что все в мире взаимосвязано, а значит — лев, как царь зверей, должен осознанно выполнять предначертанную ему роль. Жить же одним днем Симбе настойчиво предлагают сурикат Тимон и бородавочник Пумба, представляя жизнь в виде линии, лишенной высшего смысла. Они — два в одном — становятся своеобразной неопасной версией рыцаря Фальстафа, прославленного (опять таки) Шекспиром.
От фашизма к коммунизму
Нужно отметить, что среди западных интеллектуалов, анализирующих "Короля Льва", находятся и те, кто рассматривает историю с политологических позиций, жестко критикуя главных героев и даже курьезно обвиняя их в фашизме — за то, что они являются царями зверей и противостоят гиенам. Эти отрицательные персонажи (их роль в новом фильме несколько увеличена, по сравнению с оригиналом), в свою очередь, как жертвы угнетения, вызывают у таких критиков сочувствие.
Если вступить с ними в неблагодарный спор, используя столь же притянутые за уши сравнения, то, при желании, можно представить гиен носителями коммунистической идеологии, которые в своем стремлении все отнять и поделить приводят к голоду и разрухе. Впрочем, подобные рассуждения способны всерьез возникнуть лишь на большом расстоянии от картины, но не во время ее просмотра.
Потому что во время просмотра "Король Лев" своими безупречными визуальными качествами, живой "говорящей" музыкой, яркими образами и содержательно рассказанной историей, в которой удачно сбалансированы драма и комедия, вызывает восторг.
Джон Фавро, которого (почти) нет
Режиссер (а также один из продюсеров ленты) Джон Фавро демонстрирует выдающееся мастерство в использовании современных технологий, которые наполняют образы персонажей и весь фильм магией практически документальной естественности. И, в то же время, сохраняет удивительные выдержку и профессиональную скромность, уважительно относясь к анимационному оригиналу и тщательно сохраняя не только его мизансцены, но душу и смысл.
При этом новую версию "Короля Льва" отличает некоторая изобразительная многословность — следствие производственного размаха двухчасовой картины. Она дает о себе знать, в первую очередь, красочными деталями создаваемого животного мира Африки, а также дополнительными сценами, окончательно объясняющими мотивы поступков всех персонажей (собственно история Симбы остается практически без изменений).
Украиноязычная Африка
Финальное замечание. В оригинале героев "Короля Льва" озвучил ворох популярных американских артистов и певцов. И со временем дистрибьютор B&H и кинотеатры планируют провести отдельные сеансы ленты на английском языке.
Сейчас же на экранах идет ее дублированная версия. Выполнены и перевод, и дубляж практически безупречно. Имена же украинских артистов, которые озвучивали роли, представлены золотыми буквами сразу после финальной сцены картины (что редкость, ведь обычно их размещают лишь после официальных англоязычных титров).
Украинские артисты, дублировавшие "Короля Льва", этого внимания, безусловно, достойны.
Источник: delo