Чем мелитопольского школьника удивил британский колледж
10 серпня 2019 08:39
Выпускник лицея № 5 Михаил Трошин не понаслышке знает, чем живут британские подростки. Два года подряд часть учебного процесса он проходил в одном из колледжей Великобритании.
В 2018 г. парень выиграл грант на обучение. Проявив себя не худшим образом, Михаил получил солидную скидку на дальнейшее обучение, и уже одиннадцатиклассником поехал в Англию за счет родителей.
- Грант предполагал учебу в обычном британском классе в течение одного семестра (всего их в английском учебном году три), - рассказывает Миша. - Колледж, в который я попал, считается в Англии старшим звеном. В таких учебных заведениях английские подростки сначала проходят двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE (аналог нашего базового среднего образования). Те, кто набрал высокие баллы, обучаются далее по двухгодичной программе A-Level, без успешного окончания которой невозможно подать документы в университет.
Интернациональный состав
Первое, что отличало английский колледж от украинской школы, - многонациональный состав студентов: русскоязычные ребята, выходцы из экзотических стран, коренные англичане.
- Внешне английские подростки мало чем отличаются от наших, - делится Михаил. - Форма в колледже не была предусмотрена, поэтому одевались все очень свободно. Вьетнамские парни, например, могли себе позволить прийти на занятие в кроксах на босу ногу. Девушки могли позволить себе прийти и в шортах, и в прозрачных блузах. Разве что в купальниках не ходили. Единственное: у английской молодежи больше брендовой одежды - дорогой и качественной. А что касается пирсинга, татуировок, креативных причесок и необычного цвета волос - то там таких неформалов не больше, чем у нас.
Учиться сложно, но интересно
Десятиклассник Михаил попал в последний класс базовой школы колледжа. То есть, по сути, - наш девятый. Поэтому знаний, к примеру по математике, которые дает украинская школа, парню хватило более чем. Этот курс давался очень легко. Но зато были дисциплины, которые в Мелитополе просто не читаются. И вот там уже приходилось поднапрячься.
- В группе G1 (первый год обучения) было 30-40 человек, - рассказывает Миша. - При этом на уроках было, как правило, до 15 человек. Учеников делят на группы в зависимости от выбранных предметов, поэтому расписание у каждого свое. А выбрать было из чего. К изучению предлагались математика, физика, химия, биология, информатика, психология, история, география, бизнес, искусство, английский язык, английская литература, немецкий, французский или испанский языки. Из них обязательными были математика, английский язык, а также одна из предложенных естественных наук. Остальное - по выбору. Обычно на этом курсе изучают пять-семь предметов.
Михаил выбрал математику, физику, химию, биологию, информатику, бизнес, искусство и английский.
- Учиться в Великобритании хоть и довольно сложно, но очень интересно, - признается Михаил. - У колледжа очень хорошая материальная база, в каждой аудитории есть интерактивная доска и проектор с экраном. А физика, химия, биология часто проходили в соответствующих лабораториях, и каждый ученик проводил эксперимент. Особенно мне запомнился урок биологии, на котором мы изучали строение почки. Каждому на парту положили почку барана. Мы ее разрезали и зарисовывали увиденное в тетради. На уроках химии мы постоянно ставили какие-либо опыты: каждому выдавалась спецодежда, реактивы и все необходимое для данного опыта. А на уроке физики нас даже возили в обсерваторию.
Сложнее всего Михаилу давались бизнес и информатика. Просто потому, что в таком виде они не преподаются в Мелитополе.
- У нас в школе не было ничего подобного курсу бизнес, - размышляет Михаил. - Я попал на изучение двух очень обширных тем: трудовые отношения и механизмы управления коллективом. Узнал очень много нового. Очень сложной оказалась информатика. Там этот предмет называется «Компьютерная наука» и изучает не только пользование компьютером, но и программирование. Это оказалось очень полезным, поскольку за время учебы я научился писать небольшие программы.
Очень впечатлил мелитопольского подростка и курс «Искусство».
- На каждом уроке мы изучали какой-либо стиль изобразительного искусства, - рассказывает Миша. - Преподаватель нам кратко объяснял и показывал техники данного стиля. Затем мы брали бумагу, краски, карандаши и все необходимое и творили. Я был в восторге. Никогда ранее не рисовал с таким удовольствием! Все свои работы я привез домой и храню до сих пор.
Искусство относится к перечню курсов, которые не оцениваются. В этом списке также физкультура, «Citizenship» («Гражданство» - предмет, объединяющий в себе элементы истории, права и философии) и «Enrichment Activity»(«Развивающий вид деятельности»). На выбор ученикам колледжа предлагали футбол, шахматы, настольные игры, каллиграфию, курсы испанского для начинающих, фотографирование и пр.
При этом нельзя сказать, что при таком обилии учебных дисциплин школьники были чересчур загружены.
- Наша учебная неделя начиналась в понедельник в 8.30 с классного часа, где нам рассказывали школьные новости и обсуждали с нами организационные моменты, а заканчивалась в пятницу, - рассказывает парень. - Учебный день обычно длился до 16.00, при этом был часовой перерыв на ланч. Также ежедневно были уроки, которые называются «Study Hall», предназначенные для выполнения домашних заданий и подготовки к экзаменам и тестам. Эти уроки проходили обычно в больших аудиториях, рассчитанных на 50 и более учащихся. Но, честно, этого времени не хватало, чтобы как следует выполнить все домашние задания. Так что приходилось учиться и дома, в общежитии. Кстати, телефоны на занятиях запрещены, их собирал дежурный преподаватель перед началом урока.
Система «кнута» и «пряника»
С большинством преподавателей у Михаила сложились дружеские взаимоотношения. В первую неделю своего пребывания в колледже мелитопольский мальчишка совсем не воспринимал английскую речь на слух. Приходилось несколько раз переспрашивать элементарные вещи. На удивление, педагоги относились к этому терпеливо и с улыбкой. Позже Миша сделал вывод, что именно его бесконечные вопросы и расположили к нему учителей. Со временем восприятие речи стало более глубоким. Помогало усвоить учебный материал и то, что по многим предметам проводились эксперименты, опыты и практические занятия.
Сильно развита в английских школах система «кнута» и «пряника».
- В качестве поощрения за успехи, либо наказания за нарушение школьных правил используют «Merit form» и «Discipline form», учет которых ведется в личном деле каждого студента, - рассказывает Михаил. - Поощрительные формы выдают за успехи в учебе, хорошую работу над проектом, сдачу тестов на высокий уровень, участие в спортивных и школьных мероприятиях, олимпиадах. В итоге все они суммируются и особо отличившиеся студенты могут рассчитывать на сниженную плату за обучение в следующем году. Дисциплинарная форма, соответственно, присваивается в случае нарушения правил. Например, неоднократное опоздание в школу, неявка на уроки, курение в непредназначенных местах, нахождение в нетрезвом состоянии. И такое тоже бывает! За систематические серьезные нарушения вполне могут исключить из колледжа.
Не учебой единой
Естественно, есть жизнь и за пределами колледжа в Англии. Грант предполагал проживание студентов в общежитии.
- Мне досталась двухместная комната и сосед - иранец, - рассказывает Михаил. - Мы с ним не сразу нашли общий язык, но потом ничего - ужились. До 22.00 нужно было непременно возвратиться в общежитие, а уж чем ты занимаешься в комнате и когда ложишься спать мало кого интересует. Что касается питания - то нам предлагали завтраки, обеды и ужины по типу шведской линии. Меню было разнообразным и интернациональным. Иногда нам устраивали дни национальных культур и тогда предлагали кухни определенных народов. Чисто украинского дня не было, но был польский, а их пирОги очень похожи на наши вареники. Да и тушеная капуста тоже мало чем от нашей отличается.
Но особенно Михаилу понравились местные десерты.
- Например, там не просто подают кусочек яблочного пирога на тарелке, а щедро заливают его соусом кустард - это что-то наподобие заварного крема, - с аппетитом рассказывает парень. - А шоколадный пирог едят со сливками. Это довольно вкусно.
Для студентов, живущих в общежитиях, иногда проводят кулинарные и спортивные мероприятия. Например, устраивают турниры по разным видам спорта на заднем дворе или вместе готовят пиццу, блины, барбекю, домашние завтраки.
- А еще ежегодно в колледже организовывают экскурсионно-ознакомительные поездки в Кембриджский и Оксфордский университеты, - рассказывает Михаил. - Эти поездки обычно бывают осенью, и я, к сожалению, на них не попал, но все ребята рассказывали о них с воодушевлением. Более того, колледж часто организовывал экскурсионные поездки на выходных. Однажды я побывал в одной из них. Это была поездка на гоночную трассу в одном из ближайших городов, где можно было попробовать себя в гонках на небольших гоночных машинах - картах.
Закончился учебный год в колледже традиционным Летним балом. Это не тот бал, к которому так трепетно готовятся выпускники старшей школы - с лимузином, бутоньерками и выбором короля и королевы бала. Именно так нам представляют это событие Голливуд. Это ежегодное мероприятие для всех учеников колледжа.
- Начинается праздник с торжественной части в холле колледжа, где нам рассказывали о достижениях учеников, - рассказывает Михаил. - Похвастаюсь, мне вручили бронзовый сертификат за успехи в учебе. Затем был концерт: девочка-китаянка - студентка колледжа - очень красиво играла на скрипке, мой одноклассник играл на рояле, также было несколько танцевальных номеров. Вечером все организованно приехали в бар-ресторан при крикет-клубе, который арендовал колледж. Согласно дресс-коду, все девушки были одеты в элегантные вечерние платья, парни - в костюмы. Бал проходил в праздничной дружеской атмосфере. Было много вкусностей, напитков, танцев и общения. Мероприятие было и торжественно-пафосным, и веселым одновременно. Для многих бал действительно стал самым незабываемым событием этого учебного года.
Но не для Миши. Ведь по возвращении домой его ждала череда экзаменов в мелитопольской школе, которую он заканчивал экстерном. В этом году парень отучился лишь первую четверть в родном лицее и даже ВНО сдавал в дополнительную сессию. Кстати, сдал очень успешно, подтвердив свою медаль.
Сегодня Михаил подал документы на поступление в ТГАТУ, но, скрестив пальцы, ждет результатов экзаменов из колледжа, в надежде продолжить обучение там. Они станут известны только в августе. Если позволит результат, Михаила зачислят на последний курс программы A-Level. А после нее уже можно будет думать о поступлении в английский вуз. А это и есть план максимум. Надеемся, все получится.
Кстати, выиграть грант на обучение в Англии, Польше или Америке не так сложно, как может показаться. Главное, иметь хороший уровень английского, настойчивость и мотивацию.
Найти подходящую программу можно на одном из ресурсов: http://grantist.com/obuchenie/grants/, www.britishcouncil.org, www.educationuk.org, www.science-community.org/ru/grants/study-abroad. Как правило, организаторы потребуют заполнить не только заявку, но и пройти собеседование. Так, Михаилу пришлось написать мотивационное письмо на английском и убедить конкурсную комиссию, что именно он достоин учиться в Англии. Затем был тест по математике и личное собеседование.