В мелитопольской земле нашли отраву - надо ли паниковать
6 жовтня 2019 20:02
Земли Мелитопольского района проверили на пестициды. Результаты неутешительны.
Центральная геофизическая лаборатория им. Бориса Срезневского ежегодно мониторит грунты Украины на наличие в них пестицидов и других загрязнителей.
В первом полугодии 2019 года выборочно проверяли в том числе и земли Мелитопольского района. Оказалось, что на некоторых территориях выявлены вредные для человека и окружающей среды вещества.
Речь идет о дихлордифенилтрихлоретане (ДДТ) и сумме изомеров гексахлорциклогексана (альфа и гамма - ГХЦГ).
ДДТ (более известный как дуст) - это очень эффективное и очень токсичное средство для борьбы с насекомыми. Оно запрещено к использованию с 60-х годов прошлого века. Запрещено еще и потому, что практически не подвержено разложению. Накапливается в почве, а значит, позже в растениях и теплокровных животных.
Гехсахлорциклогексаны также очень стойкие, токсичные накапливающиеся пестициды. При накоплении в организме поражают нервную систему, влияют на почки. Также запрещены к использованию.
Итак, в отчете о наличии в земле пестицидов (в частности, хлорорганических) указано:
"Максимальний вміст суми ДДТ на рівні 0,11 гранично допустимой концентрации (ГДК) виявлено у ґрунтах Мелітопольського району Запорізької області під садом ДП дослідного господарства "Мелітопольське".
"Одиничні випадки забруднення ґрунтів альфа і гамма - ГХЦГ на рівні 0,05 ГДК зафіксовано у ґрунтах Мелітопольського району Запорізької області під садом ДП "Мелітопольське".
Неужели предприятие до сих пор использует запрещенные препараты? Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили руководителю ОХ "Мелитопольское".
Юрий Шило был крайне удивлен.
- Никаких исследований почв на нашем предприятии не проводилось. Только сейчас мы согласовываем график с лабораторным центром МОЗ, поэтому откуда у вас такие сведения - не могу даже представить, - возмущался Ю. Шило.
Могли ли представители геофизической лаборатории брать почву на исследования без ведома предприятия?
Звоним в учреждение.
- Нет, не могли, - рассказывает о формате работы начальник отдела наблюдений за состоянием химического загрязнения Анна Дорошенко. Говорит, образцы почвы берут сотрудники метеостанции "Мелитополь", безусловно ставя в известность руководство предприятия.
На наш рассказ о реакции руководителя ГП ОХ "Мелитопольское" озадаченно обещает перепроверить информацию.
Через пару часов Анна Юрьевна перезванивает и начинает разговор с... благодарности.
Оказывается, вот уже почти пятнадцать лет, как замеры берут на территории Мелитопольской опытной станции садоводства, с которой давно сотрудничают. А в отчетах, опубликованных на сайте, указывают ГП ОХ "Мелитопольское".
Теперь, благодаря журналистам MV, ошибка будет исправлена. Но как же главный вопрос: откуда в мелитопольской земле пестициды?
Сотрудник лаборатории поясняет: это остатки ядохимикатов, внесенных в почву еще до запрета. Они крайне стойки к воздействию внешней среды. Поэтому лежат в земле с 1950-х и никуда не исчезают. Лаборатория же мониторит ситуацию.
- Що стосується концентрації, то вона безпечна для людей. Хвилюватися з цього приводу не варто, - успокаивает Анна Дорошенко.