В Запорожье простились с эпохой
9 листопада 2019 18:21
9 ноября запорожцы попрощались с художником, урбанистом и основателем галереи "Barannik" (некоторым более запомнившейся как "Lenin") - Юрием Баранником. Он умер от инфаркта два дня назад.
О том, каким был этот неординарный человек в репортаже Екатерины Майбороды, сайт 061
Всего несколько дней Юрий не дожил до 65-летия. Сегодня его близкие, друзья и все люди, жизнь которых он изменил, пришли попрощаться.
С фотографии на собравшихся смотрел улыбающийся Баранник. На мольберте лежала маленькая колоночка, из которой доносились звуки джаза и блюза. Двери галереи были как всегда открыты - только пространство там, казалось, сжалось. Комнаты теперь казались маленькими - невероятно, что раньше в них помещалось так много людей. Летом галерея закрылась - теперь там школа дизайна.
В течение двух часов люди приносили цветы, прощались, плакали и утешали друг друга. Юрий Баранник за одну жизнь успел очень много сделать для города. Если вы еще не слышали историю о том, как программисту и музыканту из Новосибирска удалось открыть галерею в Запорожье, обязательно почитайте: по этой ссылке можно узнать о его размышлениях о городе и искусстве, о том, как Юрий видел Запорожье и какой любовью его любил, а еще - послушать его "Вальс на 4/4".
Евгений Ком, фотохудожник:
“С Юрой связана часть моей жизни, моя биография. Не только моя, конечно - биография целого города. Для меня это поразительный человек, отдавший свою квартиру под культурные мероприятия - это по сути центр культуры.
Юра сделал меня счастливым тем, что помог мне реализоваться: я часто делал у него персональные выставки. Это не забудется, конечно. Теряя его, мы теряем частицу себя.
Познакомились мы очень давно. Не познакомиться было невозможно, потому что здесь собиралась хорошая публика. Мы еще до галереи здесь собирались, проводили беседы.Он все время метался, ему хотелось городу сделать полезное - так пришла ему хорошая идея сделать здесь галерею. После этого здесь стало собираться еще больше людей, в культурном плане наше Запорожье стало известно на всю Украину: здесь выставлялись самые известные художники. Мы все знакомились, потому что в Киев было сложно поехать, а здесь - пожалуйста. Причем все это было на бескорыстных началах
Самые радостные воспоминания о том, как мы бывали в гостях у него на даче. Саму дачу он тоже превратил в своеобразный арт-объект, всегда было очень интересно. Любое событие сопровождалось такими творческими всплесками. Вокруг Юры всегда все играло по-новому. Благодаря ему появился ленд-арт, никто до него такого не делал - остров Хортица был украшен этими событиями, весь город был задействован. Потеря колоссальная”.
Наталья Лобач, дизайнерка и урбанистка:
“Я пришла в галерею, так и познакомилась с Юрой. До галереи все, что было в Запорожье про культуру, мне было не интересно, казалось, что все важное происходит где-то в столицах. Я Запорожье даже не рассматривала как какой-то культурный центр. Современное искусство я тоже не понимала - казалось, что это что-то очень странное и наигранное.
А потом у меня все перевернулось на 180 градусов. Я увидела, что это все есть, что это все есть в Запорожье. Более того, я увидела, что здесь можно настолько раскрыться, настолько реализовать свои мечты, свои какие-то представления о прекрасном.
Это, конечно, такой большой кусок жизни, когда я работала в галерее. Это даже не галерея в привычном смысле, а больше центр искусства, центр культуры, атмосфера. Это большое количество людей, которые приходят из Запорожья, которые приезжают в Запорожье ради галереи - которые хотели попасть в эту атмосферу и чем-то таким наполниться. Это очень много. Юра в этом смысле давал дорогу всему новому, странному, может, дикому, какому-то непонятному. И это то, чего не хватало городу, не хватало людям. Это ломало шаблон индустриального города, где только “дом-работа-елка на Новый год” и все. Юра наполнял каждый день. Он создал такую атмосферу, где открыта дверь - ты приходишь и можешь брать, сколько хочешь. Такой мир искусства и мир себя.
Для меня очень важен был тот момент, когда я узнала про Соцгород, и Юра в один момент сказал: “Мне тоже нравится, давай выставку делать”. И это открыло уже часть и моей личной, общественной жизни. И для города какую-то большую часть. Он это сделал настолько легко - просто “давай делать”. И это тоже очень про Юру - в противовес привычному советскому “А вдруг не получится, а где там взять разрешение…”. Он просто предложил сделать. И это очень много. Какой-то шаблон в голове убирается, когда понимаешь, что человек может просто взять и сделать - и все вокруг потом подтягиваются к этому, присоединяются. Я ему очень благодарна за то, что показал, что так тоже можно”.