Маркировка органических продуктов
24 липня 2012 14:13
Производство любого органического продукта начинается с сертификации земли. Даже если речь идет о молоке или мясе, то в первую очередь, органический статус должны получить поля и пастбища, используемые для ведения животноводства. Коровы, дающие органическое молоко, должны выпасаться. И, чтобы трава на пастбищах не оказалась с пестицидами, диоксинами и другой стойкой химией, которая потом может перейти в молоко или в мясо, земля должна быть сертифицирована, как органическая. Такая органическая сертификация подтверждает, что прошло как минимум три года с момента последнего использования агрохимии и ГМО, и в земле больше не осталось вредных веществ.
После получения органического сертификата на землю, ферма имеет право получить сертификат и на животноводство. Согласно требований к производству, например, органической говядины нельзя использовать антибиотики, гормоны и стимуляторы роста, ГМ-корма и ГМ-животных. Кроме того, запрещено удерживание коров в тесных стойлах и негуманно обращаться с животными. Коровы должны быть на свободном выгуле, на сертифицированных пастбищах, в естественных природных условиях. Есть даже требование по количеству гектаров на одну голову: например, для одной взрослой молочной коровы в хозяйстве должно иметься не менее двух га. Кушают коровки и параллельно способствуют подготовке земли к следующему урожаю, удобряют почву естественным образом, поддерживают баланс природы. Молоко, полученное на таких фермах, является готовым органическим продуктом или же органическим сырьем.
Что касается сложных продуктов, состоящих из разных ингредиентов, называться “органическими” они могут только, если не менее 95% их состава произведены органически сертифицированным способ. Таким образом, потребителям органических продуктов важно знать места производства всех ингредиентов. Международные стандарты обязывают органических производителей указывать на упаковке происхождение каждого из компонентов.
Сколько стоят органические продукты?
Органический продукт – это особый способ производство, особое качество, особая польза и особая цена. Стоимость в мире на органические продукты может быть выше от 20 до 100% по сравнению с аналогичными продуктами. Производители объясняют такую стоимость дополнительными затратами, связанными с особенностями производства и необходимостью сертификации. Органическое производство требует дополнительных человеческих затрат. Процедура сертификации длительная, сложная и недешевая. Чаще всего, органические производители – это небольшие предприятия, а значит, все расходы ложатся на относительно небольшой объем продукции. Большинство органических продуктов имеют более короткий срок годности – это увеличивает затраты на хранение и логистику. Расходы органического фермера зависти еще и от того, насколько «убитой» агрохимией была земля до перехода на органику и сколько времени и усилий требуется для восстановления естественного микробиологического баланса земли. Западноевропейские органические производители утверждают, что стоимость могла быть еще выше, если бы они не получали дотации и льготы от государства.
Если сравнить минимальною зарплату, стоимость земель и сертификационных услуг в странах ЕС и в Украине, очевидно, что национальная органическая продукция должна быть дешевле. Кроме того, массовое применение агрохимии в сельском хозяйстве в ЕС началось гораздо раньше, чем у нас. Наши земли не успели исчерпать всех своих биологических ресурсов, некоторые земли вообще не обрабатывались уже более десяти лет, а значит, переходить на органику наши фермеры могут менее затратно. С другой стороны, в Украине отсутствует стабильное дотирование сельского хозяйства, а для органических предприятий и вообще нет никаких особых привилегий. Исходя из мирового опыта, ясно одно – украинская сертифицированная органика будет стоить дороже обычных продуктов. На сколько дороже – покажет время.
Источник:consumer.in.ua и organic-food.com.ua