Как избежать пыток и жестокого обращения в тюрьмах
18 березня 2013 08:49
Это не первое и, судя по всему, не последнее дело в Евросуде по применению пыток в украинских местах несвободы. Как побороть позорную практику жестокого обращения? И сколько все это будет длиться?
Еще в 2006 году Украина ратифицировала Факультативный Протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В этом документе наша страна обязалась создать национальный превентивный механизм, который помог бы преодолеть тот вал случаев жестокого обращения, который захлестнул страну. Суть механизма проста: случаев пыток и жестокого обращения всегда меньше в тех институциях, где существует система регулярных посещений независимыми людьми (мониторами). Эту закономерность еще в 1970-х годах заметил швейцарский банкир и филантроп Жан-Жак Готье, который анализировал деятельность Красного Креста в охваченных военных действиями странах Африки.
В Украине подобная схема развивается благодаря активному участию общественных организаций, активистов и независимых экспертов. На профессиональном языке модель называется «Омбудсман+», где «плюс» и есть та часть неравнодушных людей, активистов, которые совместно с Уполномоченным по правам человека регулярно посещают места несвободы и пишут отчеты о текущей ситуации там.
Следует отметить, что места несвободы – это не только тюрьмы или СИЗО. Таким термином принято называть и те места, где люди в силу различных причин (состояния здоровья, процессуальных ограничений, долга службы, возраста и прочего) находятся под полным контролем государства и не могут их покинуть по собственной воле в любой момент. Например, армейские части, детские дома, психоневрологические интернаты, психиатрические больницы или дома для престарелых. Таких мест в Украине около шести тысяч, и в них ежегодно могут содержаться около миллиона наших сограждан.
Регулярные посещения таких мест – огромная работа, которую не в состоянии осилить ни один государственный орган, каким бы мощным и влиятельным он ни был. Да и всегда будет стоять вопрос о том, кто будет контролировать тех, кто контролирует. Именно поэтому участие обычных граждан, которые прошли минимальную подготовку и согласились тратить сове личное время и силы, чтобы помогать другим, может обеспечить ту независимость и объективность, которая необходима для системы национального превентивного механизма. Кроме того, многие активисты обладают редким качеством, которое отсутствует у большинства чиновников – это здравый смысл, позволяющий совсем по-другому оценить условия пребывания и обращения с людьми в местах несвободы.
Для того чтобы в нашей стране стало меньше пыток и жестокого обращения, мы не только должны постоянно платить по решениям Евросуда, но и принимать активное участие в работе «превентивного» механизма. Без нас, без сознательного гражданского общества любая попытка сломать систему ожидает провал.