Умер "российский Тарантино" - Алексей Балабанов
Переглядів: 2178
20 травня 2013 11:05
На 55-м году от сердечного приступа скончался один из самых оригинальных режиссеров современного российского кино, автор фильмов Брат, Брат-2, Жмурки и Груз 200.
Весть о смерти Алексея Балабанова упала тяжелым грузом, хотя сам режиссер, кажется, к ней готовился. Он отправил на тот свет себя, "члена Европейской киноакадемии", в фильме "Я тоже хочу" и намекал на скорый уход в последних интервью, предупреждая, что "новых фильмов Балабанова скорее всего не будет". По сюжету бандит, музыкант, алкоголик, папа алкоголика и проститутка едут за счастьем. Но все погибают. Роль музыканта досталась Олегу Гаркуше из группы "АукцЫон". "Я первым узнал о смерти, - рассказал Комсомольской правде в Украине Гаркуша. - Мне позвонили и сказали: "Леша умер". Все. Мы только вчера виделись, после показа посидели в кафе, попили кофе. Он был радостный, шутил. По нему нельзя было сказать, что он пребывает в депрессии. Был полон планов, собирался снимать новый фильм в сентябре. А еще хотел снять ленту о Сталине".
Последние два месяца режиссер прожил в отдельном домике санатория "Дюны" на берегу Финского залива. По словам соседей-отдыхающих, часто гулял в одиночестве и выглядел задумчивым и грустным. Знакомые говорят, что проблемы со здоровьем у постановщика были. Он жаловался на сердце. Оно его и подвело - в субботу в санатории у режиссера случился сердечный приступ. Родные пытались помочь, вызвали скорую, но спасти Алексея Балабанова врачи не смогли.
Алексей Балабанов родился в феврале 1959 года в Свердловске. Поступил на переводчика; постажировался в Великобритании, потом отправился в качестве военного переводчика в Афганистан и Африку - где вполне отчетливо ощутил на себе, что такое война. Учился на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Его часто называли угрюмым и нелюдимым, он не любил давать интервью. Когда давал, бурчал, что газеты не читает и в Интернет не заглядывает, никакой патологии в своих фильмах не видит, а те, кому не нравится "Груз 200", пусть смотрят фильмы Эльдара Рязанова. И в последнее время тема смерти проскальзывала в его словах так часто, что известие о ней - честно - не удивило.
Как пишет Коммерсантъ-Украина, первые две балабановские картины "Счастливые дни" (по Беккету) и "Замок" (по Кафке) вообще имели к России косвенное отношение. Они были наполнены абсурдом безвременья, рождали чувство клаустрофобии и одновременно - пугающей свободы. Именно это, а также знание европейских языков и культуры отличало Балабанова от других режиссеров его поколения. Он был вписан в пейзаж Петербурга - но принадлежал к "ленинградской школе" скорее по месту жительства, чем по существу. В зрелую форму свой эстетический вызов, свою художественную вселенную режиссер оформил в декадентском шедевре "Про уродов и людей" (1998).
Его режиссерская биография делится на две половины - до "Брата" (1997) и после. К Даниле Багрову, самому провокативному герою ключевого фильма девяностых годов, хотели пристроиться и левые, и национал-реваншисты, и предвыборная властная пропаганда. До конца это не получилось ни у кого, как никогда не получалось у политиканов с большими художниками. Балабанов остался принадлежать искусству. И повлиял на него как мало кто другой. Хотя за всенародный триумф своего героя режиссер, как и положено "проклятому поэту", жестоко расплачивается. Говоря языком античности, его и его верного продюсера Сергея Сельянова начал преследовать рок. Проекты срывались, в автокатастрофе погибла актриса, игравшая главную роль в фильме "Река", - мощном сибирском эпосе, который так и не был закончен, а сам Балабанов и его жена Надежда Васильева, верная соратница и художник по костюмам, серьезно пострадали в том же ДТП. А затем случился обвал в Кармадонском ущелье, где режиссер и русское кино в целом потеряли самого харизматичного своего актера, Сергея Бодрова-младшего.
Пережив этот шок, Балабанов поворачивается к изумленной публике шутовским и хохмаческим лицом в "Жмурках", предстает нежным и даже немного сентиментальным в мелодраме "Мне не больно". А потом сваливается "Груз 200". Патологический случай берется как экстремальный сгусток подсознания, которое вызревает в сверхдержавном обществе, отправляющем своих детей в мясорубку войны и коротающем время за пьяной болтовней о Городе Солнца. "Груз 200" дает ключ ко всему творчеству Балабанова. Этот ключ - трансгрессия, то есть выход из природного состояния, который чаще всего осуществляется через сексуальную перверсию, насилие, алкоголь или наркотики. Но может быть также результатом резкой общественной мутации: тогда советское прошлое обретает некрофильские черты живого трупа, завораживающего и отталкивающего, формирующего сегодняшний неосоветский застойный стиль.
"Балабанов как режиссер мог кому-то нравиться или не нравиться, его взгляды на жизнь и искусство тоже не каждый мог разделять, но с тем, что он талантливый профессионал, вряд-ли кто-то станет спорить, - сказал Сегодня актер Алексей Панин, сыгравший одну из главных ролей в "Жмурках". - Я со многим был несогласен во время съемок, но потом, когда увидел результат, понял, что Алексей был прав. Если хотите, то Балабанова можно назвать русским Тарантино".
Трагическая весть о смерти режиссера пришла в разгар Каннского фестиваля, где показывали в свое время "Счастливые дни" и "Брата", но потом к Балабанову решительно охладели. Ни один из его фильмов не был в каннском конкурсе - это позор для Канна (впрочем, для Венеции и Берлина тоже). В Европе, где все еще колдуют над тайнами русской души, проглядели важнейшего режиссера наших дней, и хотя он был демонстративно равнодушен к фестивальной славе, эта несправедливость его травмировала. Как травмировала несправедливость, ставшая нормой жизни в стране, которую он вопреки всему любил, - с ее братьями и братками. "Ушел серьезный режиссер, настоящий режиссер. Он умел много того, что большинство из нас не умеют делать. Я хочу выразить соболезнование родным и близким, все остальное уже не важно", - режиссер Александр Сокуров.
Прощание с Балабановым пройдет завтра на киностудии "Ленфильм". Похоронят режиссера в Санкт-Петербурге.
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ
Весть о смерти Алексея Балабанова упала тяжелым грузом, хотя сам режиссер, кажется, к ней готовился. Он отправил на тот свет себя, "члена Европейской киноакадемии", в фильме "Я тоже хочу" и намекал на скорый уход в последних интервью, предупреждая, что "новых фильмов Балабанова скорее всего не будет". По сюжету бандит, музыкант, алкоголик, папа алкоголика и проститутка едут за счастьем. Но все погибают. Роль музыканта досталась Олегу Гаркуше из группы "АукцЫон". "Я первым узнал о смерти, - рассказал Комсомольской правде в Украине Гаркуша. - Мне позвонили и сказали: "Леша умер". Все. Мы только вчера виделись, после показа посидели в кафе, попили кофе. Он был радостный, шутил. По нему нельзя было сказать, что он пребывает в депрессии. Был полон планов, собирался снимать новый фильм в сентябре. А еще хотел снять ленту о Сталине".
Последние два месяца режиссер прожил в отдельном домике санатория "Дюны" на берегу Финского залива. По словам соседей-отдыхающих, часто гулял в одиночестве и выглядел задумчивым и грустным. Знакомые говорят, что проблемы со здоровьем у постановщика были. Он жаловался на сердце. Оно его и подвело - в субботу в санатории у режиссера случился сердечный приступ. Родные пытались помочь, вызвали скорую, но спасти Алексея Балабанова врачи не смогли.
Алексей Балабанов родился в феврале 1959 года в Свердловске. Поступил на переводчика; постажировался в Великобритании, потом отправился в качестве военного переводчика в Афганистан и Африку - где вполне отчетливо ощутил на себе, что такое война. Учился на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Его часто называли угрюмым и нелюдимым, он не любил давать интервью. Когда давал, бурчал, что газеты не читает и в Интернет не заглядывает, никакой патологии в своих фильмах не видит, а те, кому не нравится "Груз 200", пусть смотрят фильмы Эльдара Рязанова. И в последнее время тема смерти проскальзывала в его словах так часто, что известие о ней - честно - не удивило.
Как пишет Коммерсантъ-Украина, первые две балабановские картины "Счастливые дни" (по Беккету) и "Замок" (по Кафке) вообще имели к России косвенное отношение. Они были наполнены абсурдом безвременья, рождали чувство клаустрофобии и одновременно - пугающей свободы. Именно это, а также знание европейских языков и культуры отличало Балабанова от других режиссеров его поколения. Он был вписан в пейзаж Петербурга - но принадлежал к "ленинградской школе" скорее по месту жительства, чем по существу. В зрелую форму свой эстетический вызов, свою художественную вселенную режиссер оформил в декадентском шедевре "Про уродов и людей" (1998).
Его режиссерская биография делится на две половины - до "Брата" (1997) и после. К Даниле Багрову, самому провокативному герою ключевого фильма девяностых годов, хотели пристроиться и левые, и национал-реваншисты, и предвыборная властная пропаганда. До конца это не получилось ни у кого, как никогда не получалось у политиканов с большими художниками. Балабанов остался принадлежать искусству. И повлиял на него как мало кто другой. Хотя за всенародный триумф своего героя режиссер, как и положено "проклятому поэту", жестоко расплачивается. Говоря языком античности, его и его верного продюсера Сергея Сельянова начал преследовать рок. Проекты срывались, в автокатастрофе погибла актриса, игравшая главную роль в фильме "Река", - мощном сибирском эпосе, который так и не был закончен, а сам Балабанов и его жена Надежда Васильева, верная соратница и художник по костюмам, серьезно пострадали в том же ДТП. А затем случился обвал в Кармадонском ущелье, где режиссер и русское кино в целом потеряли самого харизматичного своего актера, Сергея Бодрова-младшего.
Пережив этот шок, Балабанов поворачивается к изумленной публике шутовским и хохмаческим лицом в "Жмурках", предстает нежным и даже немного сентиментальным в мелодраме "Мне не больно". А потом сваливается "Груз 200". Патологический случай берется как экстремальный сгусток подсознания, которое вызревает в сверхдержавном обществе, отправляющем своих детей в мясорубку войны и коротающем время за пьяной болтовней о Городе Солнца. "Груз 200" дает ключ ко всему творчеству Балабанова. Этот ключ - трансгрессия, то есть выход из природного состояния, который чаще всего осуществляется через сексуальную перверсию, насилие, алкоголь или наркотики. Но может быть также результатом резкой общественной мутации: тогда советское прошлое обретает некрофильские черты живого трупа, завораживающего и отталкивающего, формирующего сегодняшний неосоветский застойный стиль.
"Балабанов как режиссер мог кому-то нравиться или не нравиться, его взгляды на жизнь и искусство тоже не каждый мог разделять, но с тем, что он талантливый профессионал, вряд-ли кто-то станет спорить, - сказал Сегодня актер Алексей Панин, сыгравший одну из главных ролей в "Жмурках". - Я со многим был несогласен во время съемок, но потом, когда увидел результат, понял, что Алексей был прав. Если хотите, то Балабанова можно назвать русским Тарантино".
Трагическая весть о смерти режиссера пришла в разгар Каннского фестиваля, где показывали в свое время "Счастливые дни" и "Брата", но потом к Балабанову решительно охладели. Ни один из его фильмов не был в каннском конкурсе - это позор для Канна (впрочем, для Венеции и Берлина тоже). В Европе, где все еще колдуют над тайнами русской души, проглядели важнейшего режиссера наших дней, и хотя он был демонстративно равнодушен к фестивальной славе, эта несправедливость его травмировала. Как травмировала несправедливость, ставшая нормой жизни в стране, которую он вопреки всему любил, - с ее братьями и братками. "Ушел серьезный режиссер, настоящий режиссер. Он умел много того, что большинство из нас не умеют делать. Я хочу выразить соболезнование родным и близким, все остальное уже не важно", - режиссер Александр Сокуров.
Прощание с Балабановым пройдет завтра на киностудии "Ленфильм". Похоронят режиссера в Санкт-Петербурге.
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ
Схожі новини: