С чем сталкиваются выпускники и их родители при поступлении

Переглядів: 1659

14 червня 2013 11:22

С чем сталкиваются выпускники и их родители при поступлении фото
Внешнее независимое тестирование в самом разгаре. Хотя система тестов имеет свои плюсы, в ней также есть и масса спорных моментов, пишет на Фокус.ua редактор отдела «За рубежом» журнала Фокус Яна Седова.

Подготовка к ВНО для будущих студентов – полоса препятствий, а для их родителей, в первую очередь, немалая статья расходов. Все начинается с того, что для каждого предмета, который собирается сдавать выпускник, приходится покупать сборник и тетрадь к нему. Один такой комплект стоит в среднем 100 гривен. Каждый год выпускаются новые сборники, хотя в чем принципиальная разница этих изданий – непонятно. Школьная программа не меняется, и теоретически ответы на многочисленные вопросы также не должны отличаться. Но сборники печатают, значит, это кому-то выгодно, ведь ежегодно тысячи выпускников послушно скупают новые комплекты по математике, иностранным языкам, географии и истории. Издательства, думаю, неплохо зарабатывают на этих сезонных продажах. При этом качество сборников оставляет желать лучшего. Справочник по украинскому языку и литературе образца 2013 года на моих глазах развалился ровно через месяц.

Внутреннее содержание также вызывает немало вопросов. Например, в тестовых заданиях по математике есть такие, в которых ни один из указанных ответов не является верным. Абитуриентам остается надеяться, что к составлению контрольных тестов авторы подошли с большей ответственностью. Или вот еще пример – небольшой сборник рекомендаций по написанию сочинений «Украинский язык и литература». Выпускникам предлагают поддержать или опровергнуть мнение о том, что «внешность для человека важна, но внутренняя красота важнее». Для размышлений приводится следующий текст: «В нашей стране состоялся футбольный чемпионат «Евро-2012». Киевляне увидели, как на глазах изменился город: были отремонтированы дороги, облагорожены парки и скверы, подкрашены фасады домов неподалеку от спорткомплекса «Олимпийский». Правда, привели в порядок только лицевые фасады, во дворах же – облупленные и иногда заплесневевшие стены «хрущевок». Автор отрывка успокаивает – мол, это лучше, чем ничего. И тут неожиданно делает вывод: вот так и в жизни бывает, внешне (человек) привлекательный, а внутри – не всегда. «Нужен ли облупленному и заплесневевшему яркий фасад?» – вопрошает автор. Возможно, кто-то из чиновников в Минобразования решил, что это актуально. На деле же – притянуто за уши. Скорее, речь о том, что страна разваливается, деньги разворовываются, об упущенных возможностях разрекламировать страну и привлечь иностранных туристов.

Или вот тема: «Без дружбы жизнь не полноценна». В приведенном тут же тексте – история одного ученого, который успел прославиться при жизни, так как его открытия изменили мир. «Таких людей уважают, их имена вписывают на века в историю человечества. Интересно, что этот человек был отшельником, у него вообще не было приятелей, но он считал себя счастливым. Лично я не представляю своей жизни без друзей», – вдруг добавляет автор и предлагает абитуриентам изложить свой взгляд на эту проблему. Ну, а вдруг ученый был социопатом? Гениальные люди – народ странный. И наличие или отсутствие близких друзей (и семьи) – вовсе не показатель их счастливой или несчастной жизни. Да и вообще, в научном мире с дружбой сложно. Тут условия похуже, чем на конкурсе красоты. Сломанные каблуки или порванные купальники – это цветочки по сравнению с украденными открытиями и результатами экспериментов, которые, возможно, длились годами. А ведь такое в научном мире – сплошь и рядом. Кто первый достиг Северного полюса – Роберт Пири или Фредерик Кук? Кто первый открыл дифференциальное исчисление – Ньютон или Лейбниц? Кто изобрел радио – Александр Попов или Никола Тесла? Даже если открытие происходило одновременно, и все было по-честному, мир помнит тех, кто громче всех о себе заявил. Вот какие мысли приходят в голову, когда читаешь текст к теме сочинения.

А что делать с вопросами из сборников, когда верных ответов может быть несколько? Например, как правильно в украинском языке обозначать время? Информация в сборнике по подготовке к ВНО и других учебниках отличается. На что ориентироваться ученикам?

Вопросы в тестах и их соответствие школьной программе иногда удивляют. В учебниках по математике далеко не всегда есть примеры, предполагающие логическое решение какой-то задачи. В тестах такие задачи есть. Не сумел сориентироваться в стрессовой ситуации – решить задачу не сможешь. Но для этого есть курсы по подготовке ВНО и репетиторы. Это, кстати, еще одна статься расходов для родителей. Курсы стоят в среднем 450 гривен в месяц за один предмет. Час занятий с репетитором обойдется в 70-200 гривен, а может, и больше, в зависимости от вашей готовности платить. Подводных камней в тестах хватает, поэтому дополнительные занятия со знающими людьми – гарантия того, что ваше чадо предупредят о самых скользких местах. И лучше на этом не экономить, потому что в школах, как правило, официально не выделяются часы для подготовки к ВНО. Воля директора школы – пойти навстречу выпускникам, поскорее закончить годовую программу и дать им больше свободного времени на такую подготовку, или этого не делать.

Со времен первых ВНО – их ввели в 2002 году – чиновники должны были бы довести эту систему до автоматизма. Но правила поступления в вузы постоянно меняются, не учитывается специализация школ, в тестах никак не проявляется творческий потенциал выпускника, не говоря об умении доказывать правильный ответ. Минусов по-прежнему немало. Кажется, на нас и на наших детях продолжают ставить эксперименты.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: