Врадиевский бунт положил начало новой революции
12 липня 2013 16:00
Врадиевский бунт положил начало новой украинской революции — без лозунгов, политиков и проплаченных митингов.
Став свидетелем событий, которые попадут в учебник истории, испытываешь особые ощущения. За годы жизни в Украине, с 2005 года, я дважды наблюдал за такими моментами. Первый — оглашение приговора суда, когда открыто были названы организаторы Голодомора 1932–1933 годов: Сталин, Косиор, Петровский, Чубарь, Молотов и другие деятели советского режима. Второй — врадиевское восстание.
«Локальное происшествие», «бунт пьяниц», «провокация оппозиции» — так сейчас пытается представить власть события в небольшом посёлке Николаевской области, название которого теперь знает вся Украина. Случившееся во Врадиевке действительно внешне кажется локальным. Милиционеры изнасиловали продавщицу магазина и попытались это скрыть. Местные жители не позволили этого сделать, потребовав ареста насильников, одного из которых защищал его влиятельный покровитель из областной милиции, а когда этого не произошло, разгромили районный отдел милиции, забросав бутылками с зажигательной смесью.
Однако это не означает, что врадиевское дело локально в историческом смысле. «В декабре на Путиловском заводе произошёл инцидент с увольнением четырёх рабочих», —
именно так буднично в Википедии начинается рассказ о революции 1905–1907 годов в Российской империи. Дальше всё развивалось быстро: увольнение четвёрки вылилось в недовольство завода, затем в забастовку других рабочих, революционные петиции и, наконец, во всероссийскую забастовку. А закончилось тем, что в учебниках истории потом назвали Кровавым воскресеньем — расстрелом рабочих в столице Санкт-Петербурге 9 марта 1905 года.
События во Врадиевке показали то, что упорно пытается отрицать власть: ненависть людей к её представителям всех уровней и рангов, особенно к милиции, зашкаливает. А сама Украина находится на пороге массовых выступлений людей. Кроме того, крестьянское восстание в посёлке (а бунт во Врадиевке — это классическое крестьянское восстание, как бы странно ни звучало такое понятие в XXI веке) свидетельствует о конце целой эпохи в Украине.
Скажу честно, больше всего местные жители не хотели видеть в посёлке политиков. Когда те приехали, то их выслушали, но отношение к ним осталось более чем прохладным. «Сейчас снова начнут говорить, что не надо провокаций, что составят очередное обращение в Верховной Раде, что надо действовать цивилизованными способами, но какие могут быть цивилизованные способы, если мы живём в условиях фактического рабства. Пока депутаты будут готовить свои обращения, в какой-нибудь условной Врадиевке милиционер снова убьёт и изнасилует женщину, подростка, ребёнка и будет ощущать себя царём и богом. Только прямой отпор народа остановит ментов, превратившихся, по сути, в оккупантов», — сказала мне одна из местных жительниц.
Именно в этом состоит смысл новой эпохи, которая в первую очередь началась в головах у людей. Они больше не хотят выходить на майданы, пикеты, акции протеста или воскресные прогулки по областным центрам под названием «Вставай, Украина!». Украина встала сама по себе. Без призывов, политиков и платных митингов.
И совершенно понятно, что изнасилование Ирины Крашковой — лишь повод для восстания в селе. Ненависть к власти копилась давно. И причин для этого достаточно: нищета на фоне пафосных заявлений об улучшении жизни; несправедливые суды, коррупция во всех без исключения органах власти, беспредел чиновников и милиционеров; вызывающая роскошь, в которой живут правители бедной страны, где у большинства людей нет возможности не только позволить себе отпуск за границей или нормальное жильё, но иногда нет средств, чтобы отправить ребёнка в школу в нормальной одежде или накормить его нормальной едой.
Восстание во Врадиевке стало началом новой украинской революции. И это не патетика, а реальность. Революция не то чтобы будет, она уже началась, мы живём с ней и в ней. Свой 1905-й год, свой «инцидент с увольнением четырёх рабочих» бездарная украинская власть пережила, и отыграть что-либо назад нельзя. Главное, чтобы события во Врадиевке не закончились тем, чем закончилась первая русская революция — новым Кровавым воскресеньем. Хотя шансов на это становится всё меньше.
Артём Скоропадский
журналист газеты «Коммерсантъ-Украина»