Золотовалютный шок. Почему украинская экономика близка к обвалу
23 липня 2013 14:29
Почему украинская экономика вновь между стагнацией и обвалом.
Быстрая потеря человеком 2,5 литров крови приводит к летальному исходу. То же самое может случиться и с экономикой. За последние полтора года Украина лишилась $8,6 млрд золотовалютных запасов. Сегодня резервы НБУ снизились до шестилетнего минимума —
$23,1 млрд. Если они будут сокращаться такими же темпами (а для этого есть все предпосылки), то в декабре составят $15–18 млрд. Но такие валютные запасы уже малосовместимы с экономической жизнью.
Если резервы опустятся ниже $20 млрд, инвесторы и спекулянты сообразят, что страна неплатёжеспособна. После чего может начаться массовая распродажа облигаций Украины, а зарубежные кредиторы попросят вернуть долги досрочно. Подобное страна уже проходила в 1998 году, правда, тогда ей удалось избежать официального признания банкротства. Сегодня правительство снова верит в чудо и рапортует об успехах.
В Кабмине всё спокойно
На одном из последних заседаний правительства премьер Николай Азаров представил радужную картину состояния экономики. Подводя итоги первого полугодия, глава Кабмина назвал в числе главных достижений рост оборота розничной торговли, увеличение объёма производства сельхозпродукции, низкую инфляцию и рост зарплат на 10%. То есть вместо основных экономических параметров названы второстепенные, не отражающие реальное положение дел.
Премьер не стал упоминать о сокращении ВВП и уже почти как год падающем промышленном производстве. Не сказал он и о растущем дефиците бюджета, уже впятеро превышающем прошлогодние показатели, что приводит к постоянным задержкам выплат даже по защищённым статьям — зарплатам и пенсиям. И, конечно же, Николай Азаров не вспомнил о предстоящих внешних выплатах зарубежным кредиторам, а также о закупках у Газпрома.
Искусство выбора. Директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук не исключает шокового сценария развития экономики
До конца года Украина должна выплатить МВФ почти $3 млрд. Ещё около $5 млрд необходимо заплатить Газпрому. Нельзя сказать, что суммы выглядят угрожающими. В первом полугодии правительство легко находило деньги на внешних рынках. Многие страны, пытаясь избежать экономического спада, включили на полную мощность печатные станки, насыщая рынки дешёвыми деньгами. Часть этих средств досталась и Украине.
Но сейчас ситуация иная. После того как власти США заявили о возможном сокращении программы количественного смягчения, проще говоря — эмиссии денег, зарубежные инвесторы потеряли интерес к развивающимся рынкам, предпочитая вкладывать средства в безрисковые активы. И долги Украины к ним не относятся. Если раньше Минфину удавалось переодалживать средства, размещая валютные облигации, то теперь это «окно возможностей» закрылось.
Бегство капитала
Массовый отток капитала с развивающихся рынков уже привёл к девальвации валют почти во всех странах. Российский рубль с начала года просел почти на 7,5%, индийская рупия — на 9%, турецкая лира — на 9,5%.
Международное рейтинговое агент-ство S&P считает, что сворачивание США «программы количественного смягчения» сильнее всего затронет Китай, Россию и Анголу. Такие страны, как Украина и Турция, также подвержены самым высоким финансовым рискам. «Чем больше зависимость экономики от внешних источников финансирования по сравнению с её собственными запасами и возможностями для формирования валютных резервов, тем более она уязвима относительно изменений в чрезвычайно непостоянных денежно-кредитных условиях, сложившихся в мире», — заявили в своём отчёте аналитики S&P Мориц Кремер и Фрэнк Гилл.
Это означает, что стране будет сложно привлекать деньги на внешних рынках, чтобы рассчитаться с МВФ и Газпромом. И другого выхода, кроме как пойти на очередное сокращение золотовалютных резервов, может не оказаться. Но проблема не только в отсутствии внешних источников. Девальвация валют в странах — торговых партнёрах Украины ухудшит позиции наших экспортёров на внешних рынках. Украинские товары, точнее сказать, сырьё, оказываются слишком дорогими, тогда как импортная продукция, наоборот, дешевеет. Такой перекос может уже этой осенью привести к образованию большой дыры во внешнеторговом балансе страны.
Ожидалось, что рекордный урожай позволит если не спасти ситуацию, то хотя бы смягчить её. К сожалению, эти надежды не оправдаются. Даже если объёмы экспорта увеличатся вдвое, что нереально, Украина получит столько же валюты, сколько и год назад. Международные игроки уже учли успехи наших и российских аграриев, заранее обвалив цены более чем вдвое.
Последняя осень
Увеличится и спрос на доллары со стороны населения. Обычно в осенний период украинцы скупают валюту значительно больше, чем в первом полугодии. А это ещё одна статья валютных расходов. «Впереди тяжелая осень. И вот здесь у правительства возникнет дилемма: кого принести в жертву — бюджетников или валютный курс, — размышляет директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. — Для удовлетворения одних нужно печатать гривну, а для стабильности валютного курса этого делать нельзя».
Вероятно, что правительство и Нацбанк заранее введут запреты и ограничения на валютные операции. Но этих мер будет недостаточно. Несколько лет назад белорусский лидер пытался удержать стабильность курса местной валюты, снижая спрос на неё административными рычагами. Тем не менее трёхкратной девальвации и почти полной потери золотовалютных резервов избежать не удалось. И если оставить всё как есть, Украина может повторить этот путь.
«Сокращение золотовалютных резервов нас, конечно же, приближает к закономерной развязке», — говорит Дмитрий Боярчук. Но однозначно предсказать развитие событий большинство экспертов не решаются. Резервов мало, но какой-то ресурс всё же есть. «Сегодня руководство страны готово положить всё на алтарь валютной стабильности. Такая позиция вынудила многих аналитиков пересмотреть свои прогнозы по валютному курсу с негативного на стабильный. Но при этом все эти прогнозы имеют скромную приписку, что в случае потери контроля реализуется шоковый сценарий», — утверждает Боярчук.
К счастью, у властей есть несколько серьёзных козырей, которые могут изменить ситуацию в ближайшем будущем. Согласившись на экономическую интеграцию с Таможенным союзом или ЕС, экономика получит дополнительные стимулы к развитию. В первом случае — дешёвый газ. Во втором — приток крупных зарубежных инвестиций и кредиты МВФ. И тогда, наверное, можно будет обойтись плавной девальвацией гривны, избежав паники и обвала экономики, как в 2008 году. Но если снова выбрать «многовекторный» путь развития, пытаясь продолжать игру на противоречиях России и ЕС, экономические проблемы неизбежны.