Диплом без дела. Почему из студентов не получаются специалисты
Переглядів: 1637
31 липня 2013 15:10
31 июля заканчиваются вступительные экзамены в украинские вузы. Студентами станут 350 тысяч человек, но лишь для трети из них учёба пойдёт на пользу.
Диплом исторического факультета университета им. Т. Шевченко не понадобился Сергею Шульге: по специальности он не работал ни дня. Впрочем, заниматься историей профессионально Сергей не планировал. «Родители настаивали на получении высшего образования. В медицинский поступить не смог, а на исторический – получилось», – объясняет он. Работать начал ещё на первом курсе. «Самостоятельно освоил несколько дизайнерских программ, устроился на самую простую позицию в полиграфическую компанию — занимался допечаткой, созданием визиток», — рассказывает Сергей. Спустя пять лет работы и постоянного самообучения он стал начальником дизайн-отдела компании «ИТАК», крупного производителя полимерной упаковки.
Лишние умы
Историю Сергея могут повторить тысячи новоиспечённых студентов. По информации портала HeadHunter, в Украине только 20% выпускников устраиваются по специальности, но уже через два-три года после начала трудовой деятельности эта доля снижается до 12–15%. Труднее всего найти приемлемую работу гуманитариям: филологам, психологам, историкам, политологам, педагогам. Сомнительные перспективы и у юристов, бухгалтеров и финансистов.
Пропасть между системой образования и потребностями рынка труда с каждым годом увеличивается. По данным Киевского международного института социологии, лишь 20% работодателей считают, что за последние пять лет качество подготовки студентов улучшилось. «Всего 10% вакансий требуют высшего специализированного образования — например, медицинского или инженерного», — говорит Ольга Гусаченко, консультант кадрового холдинга АНКОР в Украине.
70–75% украинских школьников становятся студентами. В итоге предложение специалистов с высшим образованием заметно превышает спрос, поэтому почти все вакансии закрываются за счёт кандидатов с опытом работы.
Большинству соискателей на должность приходится демонстрировать работодателю качества и навыки, которым специально в институтах не обучают. «Есть три главных качества, которые всегда помогут найти работу, при необходимости даже сменив профессию. Это обучаемость, коммуникабельность, целеустремлённость», — говорит консультант кадрового холдинга АНКОР Юлия Кириллова. Профессиональные знания выпускников тоже не соответствуют требованиям работодателей.
Продавцы иллюзий
«В восточноевропейской модели образования не заложен принцип партнёрства преподавателя и студента, зато есть выраженная иерархичность, — отмечает проректор по учебно-воспитательной работе Национального университета «Острозька академія» Пётр Кралюк. — Ставка делается преимущественно на обучение студента, а не на сотрудничество. Поэтому на первом плане — аудиторный учебный процесс, но не самостоятельная работа».
К тому же набор специальностей, который предлагают отечественные вузы, основан на моде, предпочтениях родителей, а не на потребностях рынка. «Зачем каждый университет любого областного центра ежегодно выпускает сотни психологов, журналистов, социологов и политологов? Нет для них рабочих мест в провинции, а Киев не резиновый», — недоумевает директор рекрутинговой компании «Навигатор» Сергей Беляев. По его мнению, вузы и рынок труда живут параллельной жизнью. «Университеты и институты — как вещь в себе. Они просят финансирования, добиваются статуса национального, спорят о системе экзаменов, имитируют научную работу, обеспечивают работой массу преподавателей и чиновников, — объясняет эксперт. — Но сверхзадача — готовить нужных рынку труда специалистов — упускается из виду».
Поэтому крупные компании подготовкой кадров занимаются самостоятельно. «Теоретические знания, которые студенты получают в вузах, сегодня не совпадают с нуждами предприятий, а практических навыков зачастую просто нет, — констатирует директор по персоналу компании ДТЭК Александр Кучеренко. — И мы вынуждены начинать процесс обучения заново». У компании есть корпоративный университет, кроме того, она развивает сотрудничество с несколькими крупными украинскими вузами: с 2009 года там открыты группы ДТЭК, в которые набирают студентов старших курсов. В этих группах действует специальная программа обучения, в том числе практика на предприятиях. А этим летом в Днепропетровском университете открылась кафедра ДТЭК «Добыча и обогащение угля».
Погулять напоследок
Другая причина низкого уровня выпускников — отсутствие мотивации к учёбе и работе во время студенческой жизни. По словам руководителя рекрутингового агентства Golden Staff Екатерины Черноус, многие поступающие в вуз молодые люди плохо представляют себе взрослую жизнь, не знают своих сильных сторон и склонностей. «Для них учёба — это весёлое времяпрепровождение. Они стараются оттянуть своё взросление», — говорит Екатерина.
Это подтверждает и Дарина Горкуценко, которая получает специальность социолога на третьем курсе Киево-Могилянской академии. «Большинство моих однокурсников и не учатся хорошо, и не работают, наслаждаясь относительной свободой от родителей», — констатирует девушка. Сама она такого подхода не понимает, а потому на летних каникулах решила потрудиться секретарём, чтобы получить навыки коммуникации и почувствовать, что такое работа в большой компании. Осенью Дарина хочет устроиться по специальности, а после выпуска — продолжить развиваться профессионально. «Понимаю, что в этой сфере немного вакансий. Но я уже полюбила социологию и откажусь от неё только в том случае, если за год-два после выпуска не смогу устроиться по профилю», — говорит она.
По оценкам работодателей, лишь 10–20% студентов становятся хорошими специалистами, да и то не благодаря, а вопреки сложившейся системе образования. Их главное отличие от основной массы — целеустремлённость. Это качество на работе ценят куда выше диплома. «В моей практике нередки случаи, когда люди строят отличную карьеру без формального высшего образования, причём в самых разных отраслях. Сегодня несложно обучаться самостоятельно — есть масса книг, семинаров, вебинаров. Главное — желание учиться, трудолюбие», — подчёркивает Сергей Беляев из компании «Навигатор». Наличие высшего образования, по его словам, не просто перестало быть ценным для работодателя, порой оно даже нежелательно. «Привлекают внимание люди, которые бросили институт или вообще туда не поступали, а шли зарабатывать на жизнь. И только потом, осознав необходимость дальнейшего развития, тем или иным образом «добирали» образование», — комментирует Беляев.
О необходимости получать высшее образование осознанно говорят и многие преподаватели. «У нас считается, что сразу после школы нужно поступать в университет, — рассказывает Пётр Кралюк. — Такой стереотип сложно назвать правильным. К примеру, в Германии считается нормальным, если после школы человек ищет себя: сначала находит работу, а лишь спустя несколько лет поступает в высшую школу». Украинцы же стараются сразу поступить в вуз, и только если жизнь заставит, совмещать учёбу с работой, причём далеко не всегда по профилю обучения. По данным исследования компании АНКОР, к моменту окончания вуза «близко к специальности» работали только 48% опрошенных.
Андрей Бережанский, Фокус
Диплом исторического факультета университета им. Т. Шевченко не понадобился Сергею Шульге: по специальности он не работал ни дня. Впрочем, заниматься историей профессионально Сергей не планировал. «Родители настаивали на получении высшего образования. В медицинский поступить не смог, а на исторический – получилось», – объясняет он. Работать начал ещё на первом курсе. «Самостоятельно освоил несколько дизайнерских программ, устроился на самую простую позицию в полиграфическую компанию — занимался допечаткой, созданием визиток», — рассказывает Сергей. Спустя пять лет работы и постоянного самообучения он стал начальником дизайн-отдела компании «ИТАК», крупного производителя полимерной упаковки.
Лишние умы
Историю Сергея могут повторить тысячи новоиспечённых студентов. По информации портала HeadHunter, в Украине только 20% выпускников устраиваются по специальности, но уже через два-три года после начала трудовой деятельности эта доля снижается до 12–15%. Труднее всего найти приемлемую работу гуманитариям: филологам, психологам, историкам, политологам, педагогам. Сомнительные перспективы и у юристов, бухгалтеров и финансистов.
Пропасть между системой образования и потребностями рынка труда с каждым годом увеличивается. По данным Киевского международного института социологии, лишь 20% работодателей считают, что за последние пять лет качество подготовки студентов улучшилось. «Всего 10% вакансий требуют высшего специализированного образования — например, медицинского или инженерного», — говорит Ольга Гусаченко, консультант кадрового холдинга АНКОР в Украине.
70–75% украинских школьников становятся студентами. В итоге предложение специалистов с высшим образованием заметно превышает спрос, поэтому почти все вакансии закрываются за счёт кандидатов с опытом работы.
Большинству соискателей на должность приходится демонстрировать работодателю качества и навыки, которым специально в институтах не обучают. «Есть три главных качества, которые всегда помогут найти работу, при необходимости даже сменив профессию. Это обучаемость, коммуникабельность, целеустремлённость», — говорит консультант кадрового холдинга АНКОР Юлия Кириллова. Профессиональные знания выпускников тоже не соответствуют требованиям работодателей.
Продавцы иллюзий
«В восточноевропейской модели образования не заложен принцип партнёрства преподавателя и студента, зато есть выраженная иерархичность, — отмечает проректор по учебно-воспитательной работе Национального университета «Острозька академія» Пётр Кралюк. — Ставка делается преимущественно на обучение студента, а не на сотрудничество. Поэтому на первом плане — аудиторный учебный процесс, но не самостоятельная работа».
К тому же набор специальностей, который предлагают отечественные вузы, основан на моде, предпочтениях родителей, а не на потребностях рынка. «Зачем каждый университет любого областного центра ежегодно выпускает сотни психологов, журналистов, социологов и политологов? Нет для них рабочих мест в провинции, а Киев не резиновый», — недоумевает директор рекрутинговой компании «Навигатор» Сергей Беляев. По его мнению, вузы и рынок труда живут параллельной жизнью. «Университеты и институты — как вещь в себе. Они просят финансирования, добиваются статуса национального, спорят о системе экзаменов, имитируют научную работу, обеспечивают работой массу преподавателей и чиновников, — объясняет эксперт. — Но сверхзадача — готовить нужных рынку труда специалистов — упускается из виду».
Поэтому крупные компании подготовкой кадров занимаются самостоятельно. «Теоретические знания, которые студенты получают в вузах, сегодня не совпадают с нуждами предприятий, а практических навыков зачастую просто нет, — констатирует директор по персоналу компании ДТЭК Александр Кучеренко. — И мы вынуждены начинать процесс обучения заново». У компании есть корпоративный университет, кроме того, она развивает сотрудничество с несколькими крупными украинскими вузами: с 2009 года там открыты группы ДТЭК, в которые набирают студентов старших курсов. В этих группах действует специальная программа обучения, в том числе практика на предприятиях. А этим летом в Днепропетровском университете открылась кафедра ДТЭК «Добыча и обогащение угля».
Погулять напоследок
Другая причина низкого уровня выпускников — отсутствие мотивации к учёбе и работе во время студенческой жизни. По словам руководителя рекрутингового агентства Golden Staff Екатерины Черноус, многие поступающие в вуз молодые люди плохо представляют себе взрослую жизнь, не знают своих сильных сторон и склонностей. «Для них учёба — это весёлое времяпрепровождение. Они стараются оттянуть своё взросление», — говорит Екатерина.
Это подтверждает и Дарина Горкуценко, которая получает специальность социолога на третьем курсе Киево-Могилянской академии. «Большинство моих однокурсников и не учатся хорошо, и не работают, наслаждаясь относительной свободой от родителей», — констатирует девушка. Сама она такого подхода не понимает, а потому на летних каникулах решила потрудиться секретарём, чтобы получить навыки коммуникации и почувствовать, что такое работа в большой компании. Осенью Дарина хочет устроиться по специальности, а после выпуска — продолжить развиваться профессионально. «Понимаю, что в этой сфере немного вакансий. Но я уже полюбила социологию и откажусь от неё только в том случае, если за год-два после выпуска не смогу устроиться по профилю», — говорит она.
По оценкам работодателей, лишь 10–20% студентов становятся хорошими специалистами, да и то не благодаря, а вопреки сложившейся системе образования. Их главное отличие от основной массы — целеустремлённость. Это качество на работе ценят куда выше диплома. «В моей практике нередки случаи, когда люди строят отличную карьеру без формального высшего образования, причём в самых разных отраслях. Сегодня несложно обучаться самостоятельно — есть масса книг, семинаров, вебинаров. Главное — желание учиться, трудолюбие», — подчёркивает Сергей Беляев из компании «Навигатор». Наличие высшего образования, по его словам, не просто перестало быть ценным для работодателя, порой оно даже нежелательно. «Привлекают внимание люди, которые бросили институт или вообще туда не поступали, а шли зарабатывать на жизнь. И только потом, осознав необходимость дальнейшего развития, тем или иным образом «добирали» образование», — комментирует Беляев.
О необходимости получать высшее образование осознанно говорят и многие преподаватели. «У нас считается, что сразу после школы нужно поступать в университет, — рассказывает Пётр Кралюк. — Такой стереотип сложно назвать правильным. К примеру, в Германии считается нормальным, если после школы человек ищет себя: сначала находит работу, а лишь спустя несколько лет поступает в высшую школу». Украинцы же стараются сразу поступить в вуз, и только если жизнь заставит, совмещать учёбу с работой, причём далеко не всегда по профилю обучения. По данным исследования компании АНКОР, к моменту окончания вуза «близко к специальности» работали только 48% опрошенных.
Андрей Бережанский, Фокус
Схожі новини: