Война за деньги или Клиент, ты не прав

Переглядів: 1851

23 квітня 2015 08:56

Война за деньги или Клиент, ты не прав фото
фото: Сергея КРЫЛОВА
Когда мы несем деньги в банк, мы рассчитываем сохранить их, приумножить. И уж точно не подозреваем о том, что в день, когда придет время выплат, нам придется воевать с банком за свои же кровные. Но, к сожалению, в нынешнее время это стало уже даже не исключением, а правилом.

Неснимаемый депозит

В январе Алла доверила банку «Финансы и кредит» 7 тыс. грн. Сумма не ахти какая - но тем не менее. Вклад был оформлен под 22 проц. на три месяца, и 9 апреля срок договора истек. С самого утра в назначенный день женщина отправилась в банк за деньгами. Но не тут-то было. В банке ей без проблем выплатили проценты по ее вкладу, а вот само тело кредита, оказалось, она забрать не может.

- Мне объяснили, что Нацбанк ввел ограничения на выплаты, поэтому возвратить мне сегодня могут только проценты, - рассказывает Алла. - А сам депозит я могу пролонгировать (продлить, - Л. Ч.) на 3 месяца, полгода или год. При этом, если я продлеваю договор на три месяца, мне предлагают уже не мои 22 проц, а всего 15 годовых. Если на полгода, процент чуть выше, кажется, 17. При этом мне могут сразу же выплатить 10 проц. от тела депозита. Если оставлю деньги на год, мне сразу же выплатят 20 проц. «тела». И при этом, если я решу расторгнуть договор досрочно, я потеряю все проценты. Но я вообще не хочу продлевать договор! Мне нужны живые деньги сейчас! Почему я должна соглашаться на какие-то дополнительные условия банка?

В мелитопольском отделении внятно ответить на этот вопрос не смогли. Сотрудники ссылаются на некое внутренне распоряжение, составленное на основании предписания НБУ. Правда, показать документ отказались. И перевели депозит Аллы на подвязанный к уже истекшему договору расчетный счет ее 7 тыс. грн. Правда, эта операция была скорее формальной, ведь ни снять эти деньги со счета, ни расплатиться ими в магазине клиент не может. Эти операции заблокированы. Получается, деньги лежат мертвым грузом, пока вкладчик ищет правду и борется за свои же деньги.

Медленное торможение

- Придя из банка я сразу же позвонила на телефон доверия Национального банка, - рассказывает Алла. - И мне там ответили, что никакого распоряжения насчет ограничения выплат на адрес банка «Финансы и кредит» Нацбанк не направлял. А также предложили мне письменно изложить свои претензии к банку и направить на адрес НБУ. Правда, разбираться будут в течение 30 дней. А деньги мне нужны сейчас.

Ситуацию прояснила руководитель пресс-службы банка «Финансы и кредит» Наталья Нападовская. Оказалось, весь сыр-бор из-за того, что банк сейчас переживает не лучшие времена. И поправить свое финансовое положение финучреждение решило за счет клиентов. Правда, в банке об этом говорят более красивыми фразами. Но суть от этого не меняется.

- В нынешней ситуации нам необходимо наиболее корректно отнестись к средствам физических лиц, но при этом придать их частичному «замораживанию», - комментирует Н. Нападовская. - Поймите, сейчас у банка «Финансы и кредит» 3 млрд. грн. подлежат выплатам. Может ли банк одновременно выплатить 1/5 часть всех депозитов? Сейчас с рынка банковских услуг ушли те структуры, которые активно возвращали депозиты вкладчикам, например «Дельта Банк», «Надра». Мы не хотим идти этой дорогой.

Поэтому смысл наших действий - медленное торможение. То есть медленное возвращение в банк ранее выданных кредитов и одновременная работа с вкладчиками относительно предотвращения оттока депозитов. Только в течение февраля банк выплатил более 400 млн. грн по депозитам. Страдает ликвидность банка, и в этой ситуации клиент и банк должны искать компромиссное решение».

Представители финучреждения понимают, что по закону они обязаны возвратить средства клиентам по их первому требованию. Особенно, если срок действия депозитного договора истек. При этом в банке придерживаются мнения, что только 5 проц. вкладчиков имеют реальную потребность в деньгах, размещенных на депозите. Остальные же были бы не против продлить срок договора, если бы не паника. «Поэтому банк работает с клиентами, - разъясняет Н. Нападовская, - предлагает разные варианты, идет навстречу клиентам, которым срочно нужны деньги на лечение или другие неотлагательные нужды - через обращение в головной офис такие депозиты возвращаются».

Пишите письма

И действительно, Алле в конце-концов предложили написать слезливое письмо на адрес головного отделения банка, рассказав об острой нехватке денег, болезни матери и прочих личных проблемах. При этом лучше бы болезнь мамы или другого члена семьи (постучим трижды по дереву) подтвердить справкой из медучреждения, для пущей достоверности. Тогда, возможно, вам поверят и ваши деньги вернут. Но когда - тоже большой вопрос. О каких-то конкретных сроках никто не говорит. И когда банк разрешит свои финансовые проблемы, тоже не ясно. «Состояние банка не «врачуется» в одночасье, - философски отмечают в пресс-службе. - По оптимистичным прогнозам, чтобы уравновесить баланс, нужен будет год. А, возможно, и 2-3 года». А пока пусть клиенты решают проблемы банкиров. Все как всегда. Кто везет, того и погоняют.


Для справки:

По итогам первого квартала 2015 года банк «Финансы и Кредит» получил убыток в размере 715,7 млн грн, что в 13,1 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года (54,7 млн грн).

Об этом говорится в сообщении финучреждения: «В связи с военными действиями на востоке страны и неблагоприятными факторами в экономике ухудшилась способность корпоративных и частных клиентов обслуживать свои обязательства перед банком, что, в свою очередь, обусловило практически троекратный рост расходов на формирование резервов по всем видам активных операций с 211,9 млн. грн в первом квартале 2014 года до 688,4 млн. грн в первом квартале 2015 года».


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: