Полвека в небе
Переглядів: 2181
7 травня 2015 08:48
фото: Сергея КРЫЛОВА
7 мая ветераны мелитопольской военно-транспортной авиационной дивизии отмечают полувековой юбилей. Им будет о чем вспомнить на празднике, ведь жизнь летчиков полна примеров самоотверженного служения Родине и ближним.
- В 1965 году в Мелитополе из двух полков 6-й военно-транспортной авиадивизии и одного нового полка создали 7-ю военно-транспортную авиационную дивизию (ВТАД), - говорит Валерий Блюмский, полковник запаса. - К нынешнему юбилею я подготовил статью для «Мелитопольского краеведческого журнала», где история ВТА рассказана подробно. В состав дивизии, кроме трёх авиаполков с самолётами АН-12, входили авиационный отряд управления, части аэродромно-технического обеспечения, связи и радиотехнического обеспечения. Управление 7-й ВТАД сформировано 7 мая 1965 года с дислокацией в Мелитополе. Первый командир ВТА - Владимир Васильевич Гладилин, генерал-лейтенант авиации. Ему сейчас 94 года, он проживает в Москве, но живо интересуется, чем живут сегодня мелитопольские военные.
Практически сразу после создания авиадивизии её личный состав начал приобретать опыт решения оперативно-тактических задач в ходе крупных военных учений, а также перевозить войска, технику и грузы на территории СССР и за его пределами по заданиям правительства и министерства обороны. Помогали и людям, и животным. О необычной операции под названием «Сено» вспоминает бывший командующий ВТА генерал-полковник авиации Георгий Пакилев:
- Зимой 1967 года в Калмыкии сильное наводнение перерезало наземные транспортные пути. Начался массовый падёж скота, хозяйство республики несло огромные потери. За короткий срок группа экипажей авиационной дивизии доставила и сбросила калмыкским хозяйствам почти 400 тонн сена, и падёж скота был остановлен.
Настоящей проверкой боевой готовности лётчиков стало масштабное землетрясение, случившееся 7 декабря 1988 года в городе Спитак (Армения). Ликивидировать страшные последствия стихийного бедствия практически в полном составе отправился авиаполк под командованием гвардии полковника Александра Ахлюстина. Наши пилоты эвакуировали из зоны бедствия почти 20 тысяч жителей, перевозили сборные дома, палатки, походные кухни, кровати, спецснаряжение, продукты питания, авиатранспорт, электростанции. Таких историй мелитопольские военные могли бы рассказать множество.
Мелитопольские летчики принимали активное участие в войнах в Афганистане, Югославии, Вьетнаме, Анголе. За время существования дивизии были перевезены сотни тонн грузов, миллионы людей, тысячи единиц боевой техники.
Нынешнее поколение поддерживает и укрепляет традиции гражданской авиации. Живой пример - операция «Северный сокол». В ходе ее выполнения в экстремальных полярных условиях на военно-транспортном самолете Ил-76МД перевозилось топливо на остров Гренландия. Работали в сложных условиях, при очень низких температурах (до -50 градусов) и заснеженной короткой взлетной полосе, без наземных средств связи, когда надеяться можно было только на свои глаза.
Но самое главное - и в ходе этой операции, и в сотнях других, всегда пилоты проявляли мужество, высокое лётное мастерство и готовность выполнить приказ, даже с риском для жизни. К памятной дате было изготовлено сто памятных орденов для ветеранов гражданской авиации. К празднику в авиагородке Мелитополя был открыт памятник воинам-авиаторам. Он выполнен в виде стелы, на которой видна преемственность разных поколений авиаторов.
- В 1965 году в Мелитополе из двух полков 6-й военно-транспортной авиадивизии и одного нового полка создали 7-ю военно-транспортную авиационную дивизию (ВТАД), - говорит Валерий Блюмский, полковник запаса. - К нынешнему юбилею я подготовил статью для «Мелитопольского краеведческого журнала», где история ВТА рассказана подробно. В состав дивизии, кроме трёх авиаполков с самолётами АН-12, входили авиационный отряд управления, части аэродромно-технического обеспечения, связи и радиотехнического обеспечения. Управление 7-й ВТАД сформировано 7 мая 1965 года с дислокацией в Мелитополе. Первый командир ВТА - Владимир Васильевич Гладилин, генерал-лейтенант авиации. Ему сейчас 94 года, он проживает в Москве, но живо интересуется, чем живут сегодня мелитопольские военные.
Практически сразу после создания авиадивизии её личный состав начал приобретать опыт решения оперативно-тактических задач в ходе крупных военных учений, а также перевозить войска, технику и грузы на территории СССР и за его пределами по заданиям правительства и министерства обороны. Помогали и людям, и животным. О необычной операции под названием «Сено» вспоминает бывший командующий ВТА генерал-полковник авиации Георгий Пакилев:
- Зимой 1967 года в Калмыкии сильное наводнение перерезало наземные транспортные пути. Начался массовый падёж скота, хозяйство республики несло огромные потери. За короткий срок группа экипажей авиационной дивизии доставила и сбросила калмыкским хозяйствам почти 400 тонн сена, и падёж скота был остановлен.
Настоящей проверкой боевой готовности лётчиков стало масштабное землетрясение, случившееся 7 декабря 1988 года в городе Спитак (Армения). Ликивидировать страшные последствия стихийного бедствия практически в полном составе отправился авиаполк под командованием гвардии полковника Александра Ахлюстина. Наши пилоты эвакуировали из зоны бедствия почти 20 тысяч жителей, перевозили сборные дома, палатки, походные кухни, кровати, спецснаряжение, продукты питания, авиатранспорт, электростанции. Таких историй мелитопольские военные могли бы рассказать множество.
Мелитопольские летчики принимали активное участие в войнах в Афганистане, Югославии, Вьетнаме, Анголе. За время существования дивизии были перевезены сотни тонн грузов, миллионы людей, тысячи единиц боевой техники.
Нынешнее поколение поддерживает и укрепляет традиции гражданской авиации. Живой пример - операция «Северный сокол». В ходе ее выполнения в экстремальных полярных условиях на военно-транспортном самолете Ил-76МД перевозилось топливо на остров Гренландия. Работали в сложных условиях, при очень низких температурах (до -50 градусов) и заснеженной короткой взлетной полосе, без наземных средств связи, когда надеяться можно было только на свои глаза.
Но самое главное - и в ходе этой операции, и в сотнях других, всегда пилоты проявляли мужество, высокое лётное мастерство и готовность выполнить приказ, даже с риском для жизни. К памятной дате было изготовлено сто памятных орденов для ветеранов гражданской авиации. К празднику в авиагородке Мелитополя был открыт памятник воинам-авиаторам. Он выполнен в виде стелы, на которой видна преемственность разных поколений авиаторов.
Схожі новини: