Взлеты и падения комбрига Проскурова
В 1931 г. Проскурова призвали в армию. В мае 1934 г. после окончания школы военно-морских летчиков Ивана направляют в Московский военный округ. Уже в 1935 г. он занял первое место в соревнованиях по набору высоты, которые проходили на Международном авиационном слете в Румынии. А спустя год Проскуров совершил по заданию правительства перелет Москва - Хабаровск, всего за 29 часов 47 минут, в жутких погодных условиях доставив специалистов и запчасти для ремонта самолета Валерия Чкалова. За это тогдашний нарком обороны Клим Ворошилов наградил летчика именными золотыми часами.
Поначалу у республиканцев были только старые самолеты, и Проскурову пришлось летать на французском бомбардировщике «Потез-54», который летчики в шутку называли «протезом». Но и на нем Проскуров успешно бомбил фашистов. Тяжелее всего стало в октябре 1936 г., когда войска генерала Франко, которого поддерживали Германия и Италия, пошли в наступление на республиканский Мадрид. В одном из сражений самолет Проскурова получил повреждения, и летчик не смог долететь до аэродрома, совершив посадку на виноградном поле. Но эта неудача его не сломила.
За время своего пребывания в Испании Проскуров вырос от простого летчика до командира эскадрильи. Он совершил 46 боевых вылетов, летал не только над сушей, но и над морем, хотя его самолет не был для этого приспособлен. 21 июня 1937 г. за проявленное мужество Проскуров получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Подписывая представление на присвоение звания, Сталин зачеркнул слова «старший лейтенант» и вписал «майор». В том же году Иван Иосифович получил звание подполковника, а в начале 1938 г. стал комбригом. Так за восемь месяцев мало кому известный младший офицер превратился в командира авиационной бригады.
С последней должности его сняли всего за месяц до начала Великой Отечественной войны «за аварийность в частях дальней бомбардировочной авиации» и перевели с понижением на другую - командующим ВВС 7-й армии. А 27 июня 1941 г. Проскурова арестовали. Его вместе с другими руководителями ВВС обвинили во «вредительстве»: так руководство страны решило объяснить катастрофические потери нашей авиации в первый день войны. На самом же деле причины были совсем другие, и Проскуров об этом хорошо знал. Еще в апреле 1941 г. он отправил письмо Сталину, в котором писал, что авиация «является самым запущенным родом войск в нашей армии»: большинство экипажей не умели летать ночью и в плохую погоду и не могли отыскать цели даже в крупных пунктах. Проскурова расстреляли 28 октября 1941 г. - в то время, когда Красная Армия отступала на восток под ударами немецких войск, орошая солдатской кровью каждый километр родной земли. Именно в эти дни ей так не хватало опытных командиров, погибших в мясорубке сталинских репрессий...