Атаки яростные те на легендарной высоте
Мокрые одежды, комья грязи, прилипшие к подошвам, - сами небеса как бы давали понять, насколько тяжело было фронтовикам в те далекие осенние дни драться за нашу родную землю. Ведь бои велись в любую погоду. Но вот открылся митинг-реквием, вознеслась к небесам молитва, под ружейные залпы последнего салюта опустили в сырую землю останки погибших здесь воинов. К микрофону стали подходить и областные начальники, и ветераны войны. И постепенно дождь начал стихать. А когда ведущий торжественно объявил минуту молчания, сквозь разрыв в облаках прорвались к холму лучи солнца. Они заискрились на православном кресте часовни, золотыми бликами заиграли на одеяниях священников. С высоты стала видна необозримая даль родной земли. Дождь прекратился. Исчезли зонтики. Открытые лица просветлели.
По-настоящему праздничным было и награждение ветеранов, и возложение хвойных гирлянд наследниками боевой славы своих дедов - военных лицеистов из Запорожья, и передача эстафеты «Память» от Черниговского района Токмакскому.
И к 65-летию со дня победы наших войск на линии «Вотан» такой мемориал в основном был завершен. С какой любовью к этому делу подошел Николай Владимирович, видно и по многочисленным кустам роз, высаженным вдоль всей вымощенной современной тротуарной плиткой аллеи, протянувшейся на добрых две-три сотни метров.
Выступая на митинге, он сказал: «Только вчера мы обнаружили останки еще одного освободителя, павшего здесь 65 лет назад. Это 662-й погибший, преданный земле у села Чапаевка со всеми воинскими почестями. Он был простым солдатом, умер на поле боя от тяжелых ранений, взрывом ему раздробило обе ноги. Мы в вечном долгу перед такими героями».
Николай Савченко много сделал и для того, чтобы в юбилей организовать инсценировку взятия нашими частями Пришибских высот.
- Де ж вони? - не мог понять малыш.
- Та ті, що в страшенних касках.
- Справжні фашисти? - вцепился он в руку женщины.
- Ні, не справжні, то ж наші хлопці їхню форму одягли. - И мальчик выпустил руку бабушки.
Подразделения в зеленой форме вермахта заняли три щитовых декорационных домика, изображавших Чапаевку, и две линии окопов укрепрайона. Однако они оказались почему-то внизу, а «наши» почему-то наступали с горки. Хотя в реальной ситуации все было наоборот. Но ведь и весь этот нынешний «бой» - одни сплошные условности. И многотысячная публика восприняла все с пониманием. Тем более, что взрывы были очень эффектными. Некоторые из них поднимали в воздух не только землю, но и бревна блиндажей. И столбы огня взметались вверх в опасной близости от артистов-реконструкторов, что вызывало бурную реакцию зрителей, которые в итоге остались довольны масштабным представлением.
Действительно, такого театрализованного воспроизведения исторического сражения еще не было в Запорожской области. К участию в нем готовилось более трехсот человек. Они приехали из Киева, Мариуполя, Севастополя и Запорожья. Две съемочные группы - из Одесской киностудии и киностудии имени Довженко - снимали бой для создания документальных фильмов.
Затем клубы исторической реконструкции разыграли момент боя за взятие укрепленных оборонительных рубежей линии «Вотан». Это было для них особенно ответственно потому, что за действиями «красноармейцев» и «немецких» солдат внимательно наблюдали ветераны-освободители, те, кто прорывал здесь оборону в 1943 году. Судя по всему, как и в Чапаевке, ветераны остались довольны масштабным действом.