Многогранность таланта

«МВ»-справка

Семен Вениаминович ВОЛОВНИК родился 24 октября 1948 г. в Мелитополе. В 1966 г. окончил Нежинскую СШ № 7, а в 1971 г. с отличием - Мелитопольский государственный педагогический институт. Отслужил в 1972-73 гг. в рядах Советской Армии, до 1976 г. работал научным сотрудником Мелитопольского краеведческого музея. С 1976 г. преподает в МГПИ, прошел путь от ассистента до доцента кафедры зоологии. В 1983 г., окончив аспирантуру Института зоологии АН УССР в Киеве, получил кандидатскую ученую степень. С 1994 г. по совместительству работает в редакции газеты «Мелитопольские ведомости». Жена Татьяна Геннадьевна - преподаватель. Две дочери, семь внуков.

«Папа сделал нашу жизнь яркой»

Рассказывают дочери Юля и Наташа.

- Вспоминается один день из детской жизни. Зима. Заснеженный лес возле Тамбовки. Биологи пединститута выехали считать лис, кабанов, птиц. Одна команда шумит, кричит - пугает, гонит животных. Вторая - считает. Морозный воздух, звериные следы на снегу, раскрасневшиеся веселые лица папиных друзей. И вдруг бежит кабаниха с полосатыми поросятками! А чуть поодаль, роняя перья, взлетает пара фазанов... Эти давние воспоминания не забудутся никогда. Папа помог нам, детям, влюбиться в мир.

С мамой он познакомился необычным, но понятным для нас, детей, способом: папа готовил маму к поступлению в вуз - занимался с ней английским. Кстати, этим языком он владеет прекрасно и однажды в музее провел экскурсию для негров, оставшихся без гида.

Наша семья казалась нам с сестрой не похожей на другие. Не раз после чая заходил, к примеру, разговор о жизни художника Врубеля или о происхождении слов. Папа разбирается в живописи, литературе, языко-знании - во множестве вещей!

Он всегда дает мудрые советы и очень уважает мнение другого человека. Юля готовилась стать адвокатом, а потом решила учиться на дирижера церковного хора. Папа не стал отговаривать. Он прислушался к мнению дочери, и этот выбор оказался решающим в ее жизни.

Дочек он учил вбивать гвозди, ремонтировать розетки, пользоваться паяльником. Своих друзей мы обязательно заводили в папин кабинет, а там... На стенах от пола до потолка - книги, книги обо всем - стеллажи для книг, коллекций насекомых, аквариум папа сам проектировал, пилил на циркулярке, сбивал, покрывал лаком.

Папе приходилось много ездить, бывать в Закавказье и Карпатах, с экспедициями он исходил Украину. Когда папа откуда-нибудь возвращался, мы бежали в коридор: что на этот раз он привез в своих больших сумках? Так собралась детская коллекция: скифская бусина, наконечник копья первобытного человека, иглы дикобраза, камни, плоды. Сейчас эту «кунсткамеру» смотрят внуки.

«Все, что наболело, я несу ему»

Местом встречи Семена Воловника и Иосифа Черничко стали научные конференции в Киеве, а потом и работа на кафедре зоологии в Мелитопольском пединституте, сотрудничество на базе орнитологической станции и долгие беседы за чашкой чая.

- У нас с Сеней абсолютно творческий альянс, - рассказывает Иосиф Иванович. - Когда мне нужно с кем-то поговорить по душам о деле, я иду к нему. Знаете, есть люди, во время разговора с которыми, чтобы высказать свое мнение, приходится долго ждать. Сеня умеет слушать. Для меня он... В католической церкви есть люди для отпущения грехов, вот для меня он такой человек. Все, что наболело, я несу ему.

Как преподаватель он довольно требователен, но всегда объективен. Он любит студентов думающих, не терпит формальности. Он должен знать, что студент не просто знает предмет, но и понимает, зачем ему эти знания нужны.

Как ученый Сеня очень скрупулезен, если он что-то говорит, то можно не сомневаться: так оно и есть.

В рабочих экспедициях обычно все идут, балагурят, шумят, а Сеня в стороне. Но только во время работы. Вечером у костра он - душа компании. Нет, он не травит анекдоты. Он слушает и посмеивается, как это умеет делать только он. Он не любит быть в центре внимания, но если бы пришлось организовывать балаганное шествие научных сотрудников по улицам города, в команду обязательно нужно было бы взять Семена. Он до сих пор способен играть, а это важное мерило состояния души.

Он хороший отец и дед, и в этом плане я ему завидую. Как-то я шел по улице, а за мной шумела толпа ребятишек. Они так жизнерадостно щебетали, и разговоры их были не пустыми, что я подумал: вот зря мы ругаем молодежь, не все одинаковы, есть дети с Божьей искрой. Повернулся, а это оказалась Наташа, дочь Семена, с тремя детьми. Вот где работает наследие Семена! Он не давит, никогда не повышает голос и любит. Да у него глаза меняются, когда он смотрит на детей, внуков!

О Сене лучше не говорить, с ним лучше посидеть рядом. Люблю я его.

«Человек без недостатков»

С Николаем Крыловым Семен Вениаминович сошелся на краеведении. Не одну книгу подготовили они вместе, часами просиживали в архивах, делились материалами.

- Работая над историей Мелитопольского педуниверситета, я раскопал в архивах вуза документ, на котором стояла подпись: «и. о. ректора В. Воловник», - вспоминает Николай Владимирович. - Конечно, я заинтересовался, пришел к Сене. Оказалось, это действительно его отец. Сам он в силу своей скромности никогда бы не рассказал об этом. И в этом он весь!

Нельзя однозначно сказать, что Сеня - ученый, педагог или журналист. По складу ума он ученый-энциклопедист, но для него это очень узко. Он умеет говорить и писать. Однажды ко мне обратилась сотрудница запорожского архива с просьбой найти для нее книги Воловника: она когда-то случайно купила книгу Сени о насекомых «Знакомые незнакомцы», сама зачитывалась ею, теперь друзья просили раздобыть и для них. А когда я в тот же архив привожу подшивки газет, все наперебой спешат выхватить «Место встречи». Его сравнивают с Маршаком и Михалковым. Вот так он умеет писать.

Что еще важно, Сеня умеет слушать и слышать. По работе ему приходилось встречаться со столькими людьми, причем людьми разными! И он не прекращает отношения после окончания совместной работы, продолжает переписку, ему шлют открытки и поздравления из Германии, Франции...

По моему мнению, он человек без недостатков. Я понимаю, что так не бывает, но изъяна найти не могу.

«Не черно-белый он, цветной»

Со студенческой скамьи рядом по жизни с Семеном Воловником идет Владимир Попенко.

- Сеня был на курс старше меня, но это совсем не мешало нам общаться, - рассказывает Владимир Макарович. - У нас была общая любовь - зоология. Связующим звеном был наш преподаватель Константин Павлович Филонов. Вокруг него мы и кучковались, создали зоологический кружок, а потом и первое студенческое научное общество. Надо отдать должное Семену: на язык он острый. На этой почве решили мы издавать кружковскую стенгазету «Пингвин»: Сеня да я брызгали идеями, а воплощала их наш художник Таня Бочеварова (Селезнева).

А как мы отмечали Новый год! Вот однажды гуляли у Воловников, так Сеня с порога заставил всех взвешиваться, мол, чтоб потом знать, сколько гости наели, напили.

Сегодня студенческая дружба наша повзрослела, окрепла. Но он тот же Сеня, многогранный, интересный, ответственный, человек слова. И ум у него цепкий, и перо острое. Не черно-белый он человек, цветной.

От редакции

Мы намеренно не стали рассказывать о журналистской деятельности Семена Вениаминовича. Читатели и сами могут составить мнение об этой стороне его таланта по многочисленным публикациям о людях, об истории нашего края, экологических проблемах. За годы работы в «МВ» он был и корреспондентом, и ответственным секретарем, десять лет отдал детской газете «Место встречи». И везде С. Воловник - на своем месте. Надеемся, это сотрудничество будет продолжаться еще долгие годы. С юбилеем, Семен Вениаминович!