Новый год на острове Свободы
- Прежде всего замечу, что кубинцы исключительно хорошо относились к нам, советским специалистам. Где бы мы ни были, всегда нам помогали. «Советико» - они нас так называли - не считались иностранцами. Глубокой ночью можно ходить в любом районе Гаваны и никого не бояться. Я неплохо владел испанским, так что мог бы слышать, если бы кто-то плохо о нас отзывался.
Уверен, что такое хорошее отношение к нам кубинцы сохранили и по сей день.
- После революции на Кубе была сплошная безграмотность. Новые власти не могли с этим мириться, и 1961 год был объявлен годом ликвидации неграмотности. Все, кто хоть как-то владел грамотой, уходили в семьи неграмотных кубинцев. Завкафедрой Хорхе Диас Гутьерес рассказывал, что, когда ему было 12 лет, он приехал в крестьянскую семью из пяти человек и в течение года обучал ее грамоте. Таких, как он, называли «альфа-бетизаторы» от названий букв альфа и бета.
Тем, кто обучал грамоте, было очень нелегко - бывали случаи, когда они погибали от рук бандитов, которые еще прятались в горах.
Сегодня на Кубе 12-летнее школьное образование. Приходя в 1 класс, ребенок получает от государства четыре полных комплекта одежды. Кроме того, школьников кормят на протяжении учебы за счет государства.
- Кубинцы рады бы приглашать на Новый год гостей домой - в такой обстановке лучше общаться. Но на Кубе получают продукты по карточкам, и жители вынуждены экономить. Выгоднее пригласить гостей в ресторан и заказать то, что удобно. Если нас приглашали в ресторан, то расплачивались они.
Карточная система введена на Кубе из-за блокады острова Свободы американцами. Но кубинцы с пониманием относятся к вынужденным мерам. Эта блокада не снята до сих пор, хотя многие страны Европы требуют от США ее снятия.
Перед октябрьскими праздниками (канун 7 ноября) мы с моим коллегой из Львова на свою зарплату накрывали стол для институтского начальства - ректора, проректоров, деканов с их заместителями, секретаря парторганизации. А перед Новым годом стол накрывал ректорат, и нас обязательно приглашали. Мы поздравляли кубинцев с годовщиной революции и Новым годом. У них одно с другим связано. Кубинцы очень патриотичны, поэтому больше празднуют годовщину революции.
Интересно, что мы встречали Новый год дважды. Первый раз - в 16.00, что соответствовало наступлению Нового года в СССР, а затем - в 0.00 по кубинскому времени.
- Помню, на встрече Нового 1981 года на столе стояло блюдо с мясом в томатной подливе. Подходит к нам декан факультета Рогелия и предлагает угоститься. Мы с коллегой из Львова, конечно, попробовали. Очень вкусное мясо, похожее на куриное. Все притихли, смотрят на нас.
- А вы знаете, что вы едите? - спросила Рогелия.
- Это цыпленок, - сказал я.
- Нет, - хитро улыбается она, - это лягушка.
Дело в том, что этих больших лягушек - их называют «лягушка-бык» - специально выращивают на фермах в мелких заливах на архипелаге. Мясо этих лягушек - а используются только задние лапки - считается деликатесом и идет на экспорт.
Самыми распространенными закусками, в том числе и новогодними, являются картофель в разном виде, рыба, кукурузные колбаски, птица, свинина, говядина, овощи. Но все мясные продукты - по карточкам. Это дешевле, чем в розничной торговле.
- Это, безусловно, ром «Гавана-клуб». Он считается национальным напитком. Есть три вида рома: трех-, пяти- и семилетней выдержки, высшего качества - «Негро». Их можно легко отличить по цвету.
К слову, «Гавана-клуб», что продавался у нас, зачастую очень отличался от оригинала. Когда мы с женой приехали в отпуск, собрались родственники, я поставил на стол бутылку рома трехлетней выдержки. Брат жены очень скептически отнесся к напитку. Но я убедил его попробовать. Он даже представить не мог, насколько настоящий ром отличается от «нашего».
Однажды в Ильичевске я наблюдал такую картину. При разгрузке 20-тонной цистерны с ромом, который потом у нас в СССР разливали в бутылки, крановщик специально ударил ее о причал. Крышку сорвало, с полтонны рома вылилось.
- Что же вы теперь будете делать? - спросил я бригадира.
- Ничего страшного. Мы еще всей бригадой наберем сколько кому надо, а потом в цистерну дольем воды. В свободной продаже трехлетний ром стоит 27 песо. Мы получали в спецмагазине, к которому были прикреплены, по карточке на семью шесть бутылок спиртного. Бутылка рома в этом случае обходилась в пять песо. Могли вместо «Гаваны-клуб» взять трехзвездочный советский коньяк «Арарат» или «Московскую» водку. В общей продаже она стоит 22 песо. Для кубинцев, средняя зарплата которых примерно 150-200 песо, это очень дорого.