НА КОНКУРС

«БУРЖУЙСКАЯ» ЕЛКА

История, о которой я хочу рассказать, произошла более 70 лет назад. Наша семья жила в Мелитополе, я училась в третьей школе. Это была центральная школа города. Как отличалась наша жизнь от жизни сегодняшних школьников!

Одним из увлекательных занятий девочек было коллекционирование бумажных оберток от конфет - фантиков. А в магазинах тогда выбор конфет не был шикарным: в основном были конфеты без оберток (подушечки, ириски, драже). Мой отец часто бывал в командировках в Москве, Киеве и привозил конфеты в красивых обертках. Особенно мне запомнились конфеты с названием «Чапаев». На фантике во весь опор мчится легендарный герой с поднятой саблей на быстром коне. Правда, взрослые возмущались такому названию, придуманному технологами кондитерских фабрик. «Дайте мне 200 граммов «Чапаева» - считали, что это звучит неприлично. Кстати, скоро эти конфеты исчезли из продажи, а вот обертки от них у меня остались.

Перед Новым годом родители всегда покупали елку. Елочных игрушек тогда было мало в продаже, поэтому приходилось самим делать игрушки. А в основном тогда украшали елки конфетами, пряниками, орехами.

В нашем дворе было 14 квартир, и почти во всех были елки. Мне очень хотелось наряднее украсить лесную красавицу, потому что все мои друзья решили оценить убранство елок, и самой красивой дать название «Главелка». И тогда я вспомнила о своих фантиках. Но что положить в обертки? «Домино!» - воскликнула я.

Домино было папино, он разрешил его взять с условием, что после разбора елки все «камешки» будут на месте. И вот моя елка украшена «шоколадными конфетами» с нарядными картинками: «Ласточка», «Белочка», «Весна» и, конечно же, «Чапаев». Все мои друзья единогласно согласились, что наша елка самая красивая, богатая, заслуживает звания «Главелка». Правда, один из моих друзей сказал, что елка моя «буржуйская» - сколько денег потратили родители, чтобы повесить сверху донизу шоколадные конфеты. Его замечание меня обидело. Мне так захотелось тут же развернуть конфету, показать ее содержимое... Но тогда елочка утратит свой титул!

Вечером накануне Нового года все собрались у «Главелки», пели песни, водили хоровод, веселились, отгадывали загадки. Я доставала награды тем, кто отличился, из мешка, который мама положила под елкой. В последний день каникул я пригласила подружек, чтобы помогли разобрать елку. Вот тут я и хотела показать всем свои «шоколадки». Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что три «камня» домино не хватает. Папа был очень огорчен. Домино досталось ему от дедушки, а тому - от его отца...

Шли годы. Я и мои друзья выросли, разъехались, создали семьи. Как-то мы уговорились встретиться на Новый год. И вот мы снова в доме моих родителей, сидим за столом около украшенной елки, вспоминаем прошлое. Один из гостей предлагает мне три конфеты «Чапаев» и просит прощения, что так поздно вернул похищенное. Оказывается, ему было стыдно признаться, что он тайком снял три конфеты для младшей сестрички.

«Все эти годы меня мучила совесть за мой поступок. Я ждал случая возвратить эти «камушки», но считал, что «раскуроченный» комплект домино давно потерялся. Вот, возвращаю потерю, - улыбнулся мой бывший сосед и протянул красивый футлярчик с домино моему постаревшему папе. - А эти три фантика от конфет «Чапаев», если не возражаете, я заберу с собой, пусть они напоминают мне о днях моей юности и о той, которая украшала конфетами «буржуйскую» елку»...

Н. С. КОНОВАЛЕНКО, пгт Приазовское.

ПОЕХАЛА БАБУШКА УСТИНЬЯ НА СТАЛИНА ПОСМОТРЕТЬ

После войны, чтобы увеличить население, правительство издало Указ «О награждении многодетных матерей». Моя бабушка Устинья получила орден «Материнской славы». К ордену выдавалось удостоверение на бесплатный проезд в два конца в любую точку СССР. Бабушка решила поехать в Москву. Ничьи уговоры не могли ее переубедить. Собрала кое-какие пожитки в узелок и поехала... Цель своей поездки она сообщила всем родственникам: «Подивлюся, як люди живуть, піду до Леніна в Мавзолей, а може, і Сталіна побачу. Це ж він мені гордена дав» (так она произносила слово «орден»).

Очень быстро бабушка возвратилась оскорбленная, униженная, уставшая и очень разочарованная. Мы сильно хотели узнать, что и как. И бабушка со всем своим «красноречием» поведала нам следующее (помню каждое ее слово). «То хіба ж там люди? Там немає людей, самі песиголовці. Всі біжать, ніхто не привітається, один газету читає, друга щось в’яже (з сумочки, що на руці висить, нитка тягнеться). Спитаєш, як пройти або проїхати - то рукою махне і далі біжить. Була і біля Мавзолею, де Ленін лежить. Так там хлопці молоді з рушницями стоять і не балакають. Я попитала, чи можна зайти в середину, а вони мовчать, тільки всміхаються. То я постояла трішки та й пішла в Кремль. Там теж хлопці з рушницями, однак балакають. Вони спитали, чого я приїхала. Я сказала: на Сталіна подивитися. Вони показали мені вікно у великому будинку і показали, як туди пройти. Я й пішла.

Знайшла двері, люди показали. Так на дверях же сидить чорнява жінка і питає, яка в мене справа і чому я приїхала. Я їй кажу: «На Сталіна подивитися». А вона не віре і каже, що напише мені довідочку, щоб пройти в якийсь кабінет, де мені дадуть допомогу. Я бачу, що впускать до Сталіна не хоче. Я дуже образилася та як вигукну: «В гузно впихни свою довідочку, а мені твоя допомога не потрібна. У мене дев’ятеро дітей, вони мене і нагодують, і доглянуть. А в тебе скільки?» Але я не стала чекати відповіді, повернулася до неї спиною та й пішла на вокзал. А на вокзалі трапилась ще одна несподіванка: поки ждала потяг - задрімала. То в мене витягли з-під голови вузлик та відчепили горден. Отака та Москва, отакі там люди. Більше нікуди ніколи не поїду».

Людмила БОЖКОВА, с. Матвеевка, Вольнянский район.