Сражался за Победу и на фронте, и в тылу
Родился Семен Иванович Тур в городе Краснодар в 1919 году. Маленького Семена и пять его сестер воспитывала мать - отец погиб в гражданскую.
В армию Семена призвали в ноябре 1939 г. Служил в городе Рогачев в 383-м стрелковом полку 21-й стрелковой дивизии Западно-Белорусского особого военного округа. После окончания полковой школы молодого солдата направили в 3-й батальон, помощником командира второго взвода. Летом 1940 года их часть принимала участие в событиях в Прибалтике.
Через год, в июне 1941-го, часть, где служил Семен Тур, была направлена в летние лагеря под Минском. За десять дней до начала войны их перебросили под Брест, в район города Слоним. 22 июня 1941 г. в шесть часов утра в рассветном небе появились десятки вражеских самолетов, мирную тишину разорвали взрывы бомб. А потом пошли танки. Так свой первый бой Семен принял в первый же день войны. Силы и немногочисленные боеприпасы таяли на глазах. Начали отступление. На лесных болотах его полк, как и вся армия, попал в окружение. Кухню немцы разбомбили. Измученные и голодные, каждую ночь в течение месяца красноармейцы вели неравные бои с немцами. От смерти спасали лошади (тогдашняя тягловая сила). Их резали и ели мясо сырым, поскольку огонь разводить было нельзя - сразу начиналась бомбежка.
В середине июля дали последний ночной бой. А утром командир полка майор Бабаян и командир дивизии полковник Иванов отдали приказ командирам и рядовым выходить из окружения группами по 6-8 человек. В группе, с которой шел Семен Тур, было семь человек. Первый раз они вышли из окружения через десять дней, в районе города Калинковичи. Но оттуда уже эвакуировались и райком, и военкомат. Местные жители шли в партизаны. Но Семен с товарищами решил пробираться в расположение советских войск. Дошли до своих только трое из семи.
В городе Ахтырка под Полтавой вышедших из окружения пехотинцев распределили по частям. Старшего сержанта Семена Тура направили в город Белгород в 162-й стрелковый полк внутренних войск госбезопасности и назначили старшиной второй роты. После доукомплектации прибыли в Воронеж, а оттуда в ночь на 1 января 1942 года отправили на фронт, в район между Курском и Белгородом. Там шли жестокие бои с противником, который еще был сильным и хорошо вооруженным. В одном из боев в районе села Губкино Семен Тур был тяжело ранен. Осколки снаряда, который разорвался в паре метров от него, впились в голову и грудь, изрешетили ногу. Полуживого, истекающего кровью, его вытащили с поля боя на шинелях товарищи. Полгода лечился в госпитале, сначала в полевом, затем - в Кировабаде, в Азербайджане, где ему сделали две операции по извлечению осколков.
После выздоровления Семена Ивановича направили в Куйбышев в 6-й стрелковый полк госбезопасности выполнять обязанности старшины при коменданте гарнизона. Но вскоре, в середине сентября 1942 года, в составе группы солдат Семен Тур был отправлен поездом в Тамбов. Там был сформирован 230-й отдельный батальон 21-й бригады внутренних войск госбезопасности, который отправили в Сталинград.
«Нам довелось воевать недалеко от знаменитого теперь Мамаева кургана, - вспоминает ветеран. - Это теперь там зеленая трава и величественный монумент. А тогда это был ад: курган был весь изрыт воронками от снарядов, в самом городе не осталось, мне кажется, ни одного уцелевшего дома».
Когда сражение закончилось и фельдмаршала Паулюса взяли в плен, бригада Тура была переброшена под Тернополь. А после гибели генерала Ватутина от пули бендеровцев Семена с товарищами срочно отозвали с фронта и направили на борьбу с бендеровцами и власовцами в леса Западной Украины. Пока советские войска освобождали Европу от фашистов, Семен Тур воевал на своей земле с теми, кто не считал красноармейцев освободителями. Семен Иванович вспоминает, что части Красной Армии располагались в брошенных домах в Чертково. С питанием было очень туго. Как только бендеровцы узнавали, что кто-то из местных жителей накормил советского солдата, немедленно расправлялись с сердобольными односельчанами, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Не стерлись за десятки лет из памяти ветерана ни женщина, повешенная за сотрудничество с красноармейцами на дереве в своем дворе, ни сослуживцы, которые ехали на машине за хлебом и погибли, нарвавшись на засаду бендеровцев. По словам Семена Ивановича, там не было страшнее, чем на фронте, но горько было осознавать, что люди, не щадившие себя на фронте, гибли от рук освобожденных ими от фашистской оккупации людей.
Демобилизовали Семена Ивановича лишь в 1947 году. И направили служить в органы госбезопасности в Большевецкий район на Тернопольщине. Позже окончил Львовский торгово-экономический институт и почти сорок лет проработал бухгалтером на предприятиях нефтяной и газовой промышленности в Ивано-Франковске. Там же, на Западной Украине, Семен Тур познакомился с будущей женой Галиной, работавшей врачом в одной из мест-ных больниц.
После смерти жены в конце восьмидесятых Семена Ивановича как инвалида 2-й группы направили в Моршинский санаторий поправить здоровье. Там он познакомился с жительницей Токмака Валентиной. Через некоторое время они поженились, и Семен Тур, уже к тому времени вышедший на пенсию, переехал в Токмак, где его жена работала инспектором по кадрам местного отделения связи.
В 1991 году, сразу после своего приезда, Семен Иванович увлекся общественной работой в городской организации инвалидов войны. Долгие годы он возглавлял эту организацию, да и сегодня, после объединения ее с советом ветеранов, остается активным общественником, возглавляет ревизионную комиссию. Потеряв и вторую жену, ветеран сейчас живет один. В свои 90 он не только справляется с домашними заботами, но и выращивает на огороде картошку, морковь и лук. Проведывают старого воина и помогают ему родственники жены.