Добрый ангел одиноких стариков
В местном терцентре - шесть отделений. В числе других - отделение социальной помощи на дому. Здесь работают по-настоящему добрые, терпеливые и отзывчивые люди. Среди них социальный работник Светлана Ивановна Шайхутдинова. В среднем на одного социального работника приходится 10-11 подопечных. Их навещают от двух до четырех раз в неделю.
- Я, как и мои коллеги, - рассказывает С. Шайхутдинова, - выполняю самую разнообразную работу: убираю в доме, готовлю обед. Продукты стараюсь покупать дешевле - пенсии-то у них сами знаете, какие. Вот и приходится экономить им бюджет. К слову, мы ведем специальные тетради, куда записываем, когда, что купили и сколько это стоит. Везде, где это возможно, берем чеки. При необходимости стираю вещи, если «моя бабушка» заболела, вызываю ей на дом врача, а потом, согласно его назначениям, бегу в аптеку за лекарствами.
С 1992 г. Светлана Шайхутдинова приходит в дома к пожилым людям, которые в силу возраста и других обстоятельств нуждаются в посторонней помощи. Кондитер по образованию, она работала на Акимовском хлебозаводе. Но вынуждена была оставить любимую работу из-за болезни сына. Потом устроилась в детский сад, чтобы постоянно быть со своим ребенком. Затем, вплоть до развала державы, работала на метеостанции, вела метеонаблюдение.
- Я очень полюбила эту работу. Наблюдать за погодой, ее изменениями очень интересно, - говорит Светлана Ивановна. - Метеоданные нужны были очень многим, в первую очередь, конечно, сельхозпредприятиям, даже прокуратуре. Но я попала под сокращение.
Перспектива остаться без работы в то сложное время очень пугала - пополнять ряды самых образованных в мире торговцев не хотелось. Но С. Шайхутдиновой, можно сказать, повезло. В 1992 г. открылось отделение социальной помощи на дому, и ей предложили стать социальным работником. Согласилась, не раздумывая. Первым социальным работником была Людмила Сергеева, а вторым стала Светлана Ивановна.
С тех пор, как говорится, много воды утекло, но одно осталось неизменным - чуткое, добросердечное, внимательное отношение С. Шайхутдиновой к своим подопечным. Сейчас у нее на обслуживании 13 человек. Они ее хорошо знают и всегда ждут, тем более, что с некоторыми из них она выросла.
- Пожилые люди как никто нуждаются в нежности, вежливом отношении, добром слове. Они все у меня «зайчики», «солнышки». Я настолько знаю своих бабушек, что часто и не спрашиваю, что ей нужно, - сама вижу. Иной раз одинокому человеку общение важнее, чем телевизор или даже еда.
А общаться со стариками С. Шайхутдиновой приходится на самые разные темы. Практически все они живо интересуются политикой, событиями в области и районе, а значит, самой надо быть в курсе.
- Ой, старики очень любят обсуждать последние новости. Поэтому ношу с собой журналы, газеты. Слежу за последними событиями. Но мне надо быть осторожной, чтобы лишний раз стариков не волновать. Вот и приходится быть еще и психологом.
Каждый из подопечных Светланы Ивановны прожил большую жизнь. Характеры у всех разные. У многих с годами развились разные формы склероза. Эти особенности социальный работник должен знать и учитывать при общении. Кроме того, говорит она, у пожилых людей масса годами выработанных, устоявшихся привычек: кружка должна стоять только на том месте, а часы повернуты именно в эту сторону. Не секрет, что пожилые люди любят поворчать - их настроение часто меняется.
- Приходится подстраиваться. Главное - успокоить человека, перевести разговор на другую тему, отвлечь от проблем, мыслей о болезни. Глядишь, а он уже улыбается. Значит, все в порядке.
С. Шайхутдинова уверена, что в каждом человеке природой заложено милосердие. Только его надо в себе открыть и не стесняться проявлять. И, наверное, недаром некоторые подопечные называют ее добрым ангелом. Ведь она приносит в их дома свет и радость надежды.
Беседуя со Светланой Ивановной, я заметил, что она украдкой поглядывает на часы.
- Меня ждут мои бабушки. Вон «коня» нагрузила, сейчас поеду, - сказала она, показывая на велосипед, который стоял в коридоре...