Роковой званый ужин

Событие, о котором хочу рассказать, относится к 1938 году двадцатого столетия. Мой дядя Иван Захарович Варакин, 1909 года рождения, рос в крестьянской многодетной и очень бедной семье. Радости детства ему познать не довелось. С девяти лет он пас общественных коров. А чуть постарше - батрачил у богатых людей.

Неграмотный, но очень смекалистый паренек. Самоучкой освоил две специальности: столяра-плотника и портного.

Шил шубы, пальто, костюмы. А в свободное от работы время ловил рыбу. Это увлечение и стало для него роковым.

По соседству жил сельский учитель Илья Игнатович Овсянкин. Впоследствии он стал секретарем сельсовета, который и разместился в его доме - более подходящих помещений не нашли.

Однажды И. Овсянкин попросил Ивана Захаровича наловить рыбы на вечер. Мол, у председателя день рождения, нужно отметить. Весна была в разгаре, река полностью освободилась ото льда. Улов получился богатым - рыбы набралось полное ведро.

На званый ужин мой дядя отправился вместе с женой. Гуляли до поздней ночи.

…В сельсовете возле входа стоял на деревянной подставке бюст Сталина. Начали прощаться-одеваться, и Иван Захарович нечаянно задел скульптуру рукавом пальто. Та опрокинулась на пол, и голова откололась.

Дядя, конечно, до смерти напугался. Но быстренько поставил бюст Сталина на место, приладил голову к туловищу. И пообещал председателю и секретарю совета утречком ее хорошенько приклеить. Мол, даже заметно ничего не будет. Те промолчали. Но, чтобы себя обезопасить, тут же позвонили в районный отдел НКВД. Чекисты не заставили себя ждать - прибыли на место происшествия. И уже на рассвете постучали в дом Ивана Захаровича. Разбудили, велели одеться, посадили в машину и увезли в районный центр. Тетя Маша, его жена, отправилась следом за ними пешком. Но к мужу ее не пустили. Еще несколько раз она одолевала 17 км пешим ходом, чтобы узнать хоть что-нибудь о судьбе своего супруга. Однажды ей сообщили, что Ивана Захаровича здесь уже нет. Так и погиб мой дядя. Без следствия и суда! И до сих пор о его судьбе ничего не известно. Дети выросли без отца, пережили все тяготы: голод, войну. И сейчас их тоже уже нет в живых.