Таинственный замок
По архивным документам предки основателя Васильевки, генерал-поручика Василия Степановича Попова - потомки древнепольского рода Побыш-Поповских из воеводства Мазовецкого. Однако историки подозревают, что безупречные грамоты с печатями - не более, чем желание выходцев из простонародья доказать благородное происхождение. Подтверждает это и статья в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», представляющем Василия Попова как государственного деятеля, который «происходил из духовного звания». Да и дворянином - хоть и высокопоставленным, но нетитулованным - Василий Степанович стал лишь во время правления Екатерины II. Важно, что стремительный взлет карьеры Попова произошел в первую очередь благодаря его неординарным способностям.
Будучи на военной службе, Василий Попов грамотным составлением канцелярских бумаг обратил на себя внимание князя Долгорукого-Крымского, который поручил ему управлять своей канцелярией. После он стал чиновником по особым поручениям князя Потемкина и его самым приближенным и доверенным лицом. Спустя четыре года Попов состоял секретарем для принятия прошений у Екатерины II, заведовал Колыванским и Нерчинским заводами, горным корпусом, принимал участие в управлении Новороссийским краем. При Павле I он был президентом камер-коллегии, сенатором, а во времена Александра I - председателем департамента гражданских и духовных дел Государственного совета. К тому времени Василий Попов - один из самых состоятельных помещиков с имениями в Минской, Курской губерниях, на Урале, Полтавщине, а также в Крыму и степях Таврии. Именно здесь, на границе Дикого поля и Великого Луга, В. Попов и основал из сорока полтавских и черниговских крепостных семей поселение, названное его именем. Так на карте нашего края появилась Васильевка.
Не в пример служебной карьере, личная жизнь Василия Степановича была не столь удачной. Дворянское звание и герб он передал двум сыновьям - Александру и Павлу. Первый повел полтавскую ветвь, которая вскоре зачахла. Процветающего имения в Решетиловке не хватило, чтобы удовлетворить желание нового хозяина жить на широкую ногу. Таврической ветви рода Поповых повезло больше.
Павел Попов был одним из талантливейших военачальников России - единственным генералом, награжденным за полководческий талант и личную храбрость в течение полугода двумя Георгиевскими крестами и золотой шпагой с бриллиантами. Имя Павла Васильевича высечено в Георгиевском зале Кремля. На взлете карьеры Попов неожиданно подает в отставку, несмотря на то, что Николай I обещал сделать его фельдмаршалом. Скорее всего, причиной столь крутого поворота в судьбе была любовь к Елене Эристави, великой грузинской княжне.
Супруги переехали в Васильевку. Павел Васильевич решил посвятить себя развитию южных имений. Попов поставил земледелие на научную основу, увлекся садоводством, развел первые в крае виноградники. К сожалению, отставной генерал умер в возрасте 44 лет. Его жена, Елена Александровна, построила над могилой мужа в Васильевке громадную и пышную Петропавловскую церковь (до наших дней не сохранилась). С двумя детьми - дочерью Анной и сыном Василием - она до конца своих дней оставалась вдовой.
Наследник четырех крымских и васильевского имений, Василий Попов воспитывался в Петербурге, получил великолепное образование и близко подружился с великим князем Михаилом Николаевичем - братом императора Александра II. По примеру отца и деда Василий также посвятил себя военной службе. Участвовал в обороне Севастополя, дослужился до звания генерала, командира гренадерского полка. Однако наибольшую память о себе Василий Павлович оставил как строитель чудесной усадьбы в Васильевке.
Человек гордый (в его жилах текла кровь грузинских царей), генерал Попов решил построить замок, который мог бы конкурировать с известным дворцом князя Воронцова в Алупке. Территория усадьбы на высоком холме была обнесена изящным забором с тремя флигелями, смотровой башней и конюшней, фасад которой в северо-итальянском стиле схож со стенами московского Кремля.
В центре усадьбы размещался небольшой, 42 на 45 метров, но поражающий воображение дворец. Весь комплекс построили местные мастера из местных материалов - у Попова в Васильевке работало три кирпичных завода. Здания удивительно гармонично дополняли естественный лесной массив из древних дубов и ясеней (до 3 метров в диаметре) в долине реки, превращенный в парк с аллеями, фонтанами, скульптурами.
В то время леса Великого Луга были раем для охотников, кишели рыбой и дичью. В середине прошлого века там водились лоси, дикие козы, кабаны, волки и даже медведи. Движимый желанием поднять близкую сердцу глубинку на качественно новый культурный уровень, Василий Степанович добился изменения проекта строительства железной дороги так, чтобы рельсы проложили в непосредственной близости от усадьбы Попова. За это генерал бесплатно передал под нее земли и финансировал большую часть стоимости прокладки дороги по территории своего поместья.
Продолжение следует…