«Огненное небо» Евгения Балицкого

Прелюдия к съемкам
– Как получилось, что вы оказались причастны к фильму? Это ваш первый опыт?
– Да, это первый опыт. А получилось так. Я более 10 лет дружу с главным продюсером этого фильма Владом Ряшиным. Как-то, будучи в Крыму, он сказал, что правительство Москвы заказало ему фильм о войне, летчиках, и спросил меня, могу ли я чем-то помочь – для съемок он искал пилотов. А мы – отец, я и мой старший брат – действующие пилоты: я летаю с 1987-го, Олег – с 1983, а отец – очень давно. У нас за плечами серьезная академическая школа – Тамбовское высшее военное авиационное училище имени М. Расковой. К слову, мой отец, Виталий Брониславович, активного участия в съемках не принимал, но он тоже летал. Мы знаем многих опытных летчиков, так как «вращаемся в малой авиации».

Я предложил снять фильм о Тамбовском училище. В фильме, если помните, ребята поступали в Саратовское училище (тогда оно было в Саратове). Влад попросил помочь «подредактировать» сценарий. С исполнителями главных ролей, в частности, с актрисой и сопродюсером фильма «Небо в огне» Еленой Поляковой, которая играла Асю Береговую, мы поехали в Тамбов. Там пошли в музей, нашли моих бывших преподавателей – некоторые из них участвовали в войне. В общем, в Тамбове актеры получили полную информацию об училище. И уже после этого редактировался сценарий.

Десять дней «воздушной акробатики»
– Где проходили съемки?
– Когда все материалы были на руках, начался поиск подходящих для съемок площадок. Мы облетели аэродромы Мелитополя, Токмака, Днепропетровска, Приазовского района, Акимовки – искали площадки. Летали в российский город Клин. Но остановились на аэродроме г. Тверь (Россия) как на базовом. Здесь снимали все эпизоды, касающиеся наземных событий. На этом же аэродроме установили фанерные «мессеры».

А все пилотажные съемки – воздушные бои, уход за облака, полеты на предельно малых высотах и прочее – снимали под Днепропетровском на Майском аэродроме. Съемка длилась ровно 10 дней. В этом процессе было занято много пилотов. Например, чтобы снять два летящих самолета, надо задействовать еще как минимум два, из которых производится съемка, ведь для фильма нужны разные ракурсы.

Мы налетали около 30 часов, а в фильме использовали в общей сложности минут сорок. К слову, несколько дней назад Влад Ряшин сказал мне, что в России фильм выдвинут на государственную премию в области патриотического воспитания. А правительство Москвы заказало еще один фильм о летчиках, в котором мы будем участвовать.

– Какова ваша роль в съемках?
– Были задействованы три наших спортивных самолета Як-52. Их закамуфлировали под военные. И в фильме совсем не видно, что они не боевые, ведь Як-52 – практически прототип военного Як-3, но несколько измененный. Кроме того, очень профессионально сделан монтаж отснятого материала.

Я летал в самолете, из которого производилась съемка. А на моем самолете был более профессиональный летчик. Сам процесс съемок очень непростой. К примеру, самолет с оператором «выходит на точку», где, согласно сценарию, должна пройти пара (пара самолетов. – Ред.). Специальная съемочная аппаратура – операторы называют ее «гравицапой» – крепится на внешний пилон, потом оператор, сидя в самолете, управляет этой камерой. Процесс сложный, ведь в небе все происходит быстро. Мы с отцом пилотировали эти «съемочные» самолеты.

Основная сложность – согласовать работу всех съемочных групп и ухитриться снять так, чтобы не было видно лишних людей на земле. А ведь всякое бывает: тот не успел повернуть камеру, у того самолет оказался не в центре кадра, у третьего с камерой что-то. Приходится делать второй заход, а выйти на ту же точку, чтобы все самолеты, которые должны быть в кадре попали в этот кадр, невероятно сложно! Хотя бы потому, что скорости у самолетов разные, а в воздухе не затормозишь, как машину на дороге.

Каждое утро – построение
– В чем изюминка съемочной работы?
– В фильме есть момент, где самолеты вылетают из-за деревьев. Это был очень серьезный эпизод, связанный с большим риском для пилотов. К слову, российские кинокритики очень высоко оценили съемочную работу. В течение долгих лет, практически со времен Советского Союза, съемок воздушных боев, как говорится, на натуре, не делали – использовали или мультипликацию, или компьютерную графику, или старую хронику. А «фишка» этого фильма как раз в том, что съемки проходили «на натуре»: и «мессеры» летали, и И-16 (БИС), и настоящие ПО-2 – все летали.

Эти самолеты искали, где только можно: один – нашли где-то под Саратовом, один – еще где-то, потом перегоняли к месту съемок. На морозе самолеты не запускались, глохли – было очень сложно. Дело в том, что в Твери съемка проводилась зимой, а в Майском – осенью. Если внимательно смотреть фильм, то можно заметить моменты, когда с деревьев только-только опадают листья, а ведь действие фильма проходит зимой.

Актеры и роли
– Какая атмосфера на съемочной площадке?
– Поскольку я впервые на съемках, мне было очень интересно! Атмосфера мне понравилась, все дружелюбные, внимательные. Но людей было много, и всякое бывало. После окончания съемочного дня народ, а это не только актеры, разбредается кто куда – все отдыхают. А их человек 120! Бывало, утром собрать всех в кучу – задача не из легких. Поэтому было введено в распорядок дня утреннее построение.

Мне понравилось, как играет Лена Полякова – с ней мы знакомы давно, она приезжала к нам в гости в Мелитополь. Прекрасно работал Евгений Пронин в роли Самойлова. Как персонаж Костя Марецкий (актер Артем Ткаченко), одессит с гитарой, мне не очень понравился – он, по-моему, не «тянет» на летчика. Тем более, на истребителя.

– В фильме много пиротехнических эффектов. Интересно наблюдать, как это делалось?
– Очень интересно. Пиротехникам работы было много. Во время съемок случился один инцидент. В фильме есть эпизод, где люди бегут между домами, а у них за спинами целая серия взрывов. Очень зрелищно. Но пиротехники немного не рассчитали – от взрывов вылетели стекла в соседних домах! Звонил мэр Твери, приехали МЧСники. В общем, был большой скандал. Чтобы сгладить вину, авторы фильма в конечных титрах выразили благодарность не только нам, кто помогал в съемках, а и мэру города.

Как «укачало» оператора
– Актеры часто рассказывают о курьезах во время съемок. Что-то подобное на вашей площадке было?
– Да. Это было в последний день съемок. Оставалось снять небо в полете для титров. Как раз стало «одеяло» – так летчики называют сплошной ровный слой облаков на высоте примерно полторы тысячи метров. У кого-то возникла идея снять эти облака сверху, то есть пролететь над слоем облаков, выполнить несколько фигур. Самое красивое – это вход в облака и выход из них.

У нас был оператор Сергей. До этого он летал, с ним было все в порядке. Сергей снял весь пилотаж, но на землю прилетел весь сине-зеленый, губы белые! Оказывается, его укачало, чего раньше не случалось! Его, извините, во время полета вырвало.

Когда самолет приземлился, Сергей не мог самостоятельно вылезти, его буквально вынесли на руках. Прибежал врач, давай мерить давление. Несмотря на такое состояние, он все же полностью выполнил свою работу. Потом, когда Сергей пришел в себя, он заявил, что отныне с авиацией он не связывается. Оператор, если плохо себя почувствует, нажимает на специальную кнопку, чтобы сообщить об этом пилоту.

«Почему же ты еще в воздухе не сказал, что тебе плохо?» – спросил пилот.
«Да я не на ту кнопку нажимал!» – ответил Сергей…