Сказочный дом художника Окатова
Деревянный «кот» заменил лекарство
Впрочем, скульптур при более пристальном взгляде на творческие работы, оказалось не столь и много. Ведь дома остаются только те изделия, которые уж очень приходятся по душе супруге художника Неле Ивановне. Да так, что она с ними не хочет и не может расстаться. Остальные уходят в частные коллекции. Три работы Олег подарил Токмакскому районному музею. Произведения художника есть чуть ли не у каждой учительницы из Новогорьевской школы. Жена дарит их своим коллегам на дни рождения. Лучше, говорят они, подарка не придумаешь!
По многочисленным грамотам, благодарностям можно отследить «путешествие» фигурок по городам и весям нашего региона. Знают работы и за пределами Запорожской области. Многие имели возможность познакомиться с ними на выставке в Киеве: художник из Новогорьевки представлял в столице Запорожскую область.
В общей сложности Олег Альбертович создал больше 50 видов собачек, мамонтов, динозавров. Не счесть «родившихся» из-под его руки рыбок, котов. Они хоть и похожие, но одновременно и очень разные. При всем желании, признается художник, одинаковые не получаются. Очень много зависит от дерева, настроения. Общее для всех фигурок одно – каждая передает какие-то эмоции. Поэтому деревянные скульптурки и нравятся людям.
Так, солидного посетителя выставки очень рассмешил кот. В итоге он отказался от лекарств и купил фигурку животного. Позднее признался: болезни отступили. А вот жена одного коллекционера из Запорожья взмолилась: не продавайте мужу больше рыбок. Уже все стены ими завешены.
Идеи ни у кого не заимствовал
Олег – самоучка. Пробовал постигать азы искусства по книгам – не получилось. Написаны они были, по его словам, путаным, малодоступным языком. Стал брать уроки у действующих художников. Приезжал в Запорожье на площадь Маяковского, где ежедневно работает выставка-продажа, и показывал свои работы мастерам. Тут ошибка, здесь неправильно обработано, – охотно указывали они. Переделывал и снова показывал. И так до тех пор, пока не услышал оценку «отлично», не отточил свое мастерство до совершенства.
И еще они учили: «Создавай только свое, не занимайся плагиатом». Чего-чего, а идеи Олег никогда не заимствовал. Хватало своих. С коллегами по цеху не только подружился, но и вошел в общество «Колорит».
Не было бы счастья…
Семья приехала в село 25 лет назад. Жену направили после института в школу, а муж отправился следом. Устроился работать на птицефабрику – в то время здесь выращивали 3 млн. кур в год. Думали, задержатся только на три года. Однако остались навсегда. Сначала дали общежитие, потом дом на четырех хозяев, а десять лет назад купили уже свой дом.
Пока работал на птицефабрике, ни о каком творчестве не думал. Все время забирали работа, дела по хозяйству. Но 15 лет назад фабрику закрыли, а потом разнесли по кирпичику. Пытался заняться торговлей. Ничего не получилось. Вояжи в Москву приносили одни убытки. Однажды даже на обратную дорогу из российской столицы денег не хватило. Помыкался, помыкался, махнул рукой и начал заниматься резьбой по дереву. Зимой творческой мастерской становится столовая. Летом – двор. Жена иногда ворчит: мол, мусоришь. Но на самом деле восхищается искусством мужа. И даже сама пыталась приобщиться. Времени не хватило, чтобы освоить резьбу.
Но сама резьба – это полдела. Главное – подготовить дерево. А на это уходит как минимум пять лет. Сначала оно хранится в подвале (перед этим обязательно снимается кора), затем в специальном сарае и, наконец, сушится на батарее. В дело идет орех, яблоня, ясень, дуб. «Чем тверже древесина, тем красивее получаются фигурки». Трудно сказать, какая из деревянных скульптур лучше. Каждая радует взгляд, каждая хороша по-своему.