Душа, открытая музыке
Позвала гармошка за собой
Когда в 1941 году село Красное Поле Бердянского района, где родился Александр Павлович, было оккупировано, мальчику было всего три годика. В селе стояли румыны, и кто-то из них часто играл на гармошке. Очарованный звуками инструмента мальчик не отходил от солдат.
– Румыны, в общем-то, были добрыми. Нас, пацанов, не обижали, – вспоминает Александр Павлович.
В 1943 году Красная Армия погнала врага, румыны стали отступать. Не в силах расстаться с гармошкой, с ними «пошел в отступление» и шестилетний Саша.
– Меня поймали аж за 12 километров от села и привели домой, – смеется А. Петрик. – Может, зря вернули – сейчас стыдно за нашу страну. Такие как я – дети войны – живем на нищенскую пенсию…
В беспризорниках
В семье Петриков было 12 детей. После войны родители Саши разошлись, отец уехал жить и работать в Тульскую область. Он переманил мальчика к себе обещанием купить баян, и Саша практически сбежал из дома. Но обещанный баян так и не был куплен. Да и относились к Саше, мягко говоря, не очень. Вспоминать об этом периоде своей жизни Александр Павлович не хочет.
– Доставалось мне крепко, не хочу об этом говорить, – махнул он рукой, словно отталкивая от себя неприятные воспоминания…
И он снова сбежал, теперь уже от отца и решил вернуться в родной дом.
– Тогда я думал, что все поезда идут домой, вот и сел в первый попавшийся. А привез он меня в Подмосковье. И я стал фактически беспризорником. После войны их было много. Меня поймали «дяди» и такие же пацаны, как я, приютили. Узнал, кто такие «паханы». Скитался я не один год, а потом в Ясиноватой меня снова поймали, но уже не «пацаны»…
Подзатыльник «за искусство»
– Собственно, я сам пришел к милиционеру – дядька он был хороший, – вспоминает А. Петрик. – Он сказал, что в г. Сталино (ныне Донецк. – Ред.) есть детский дом, там кормят, выдадут форму, научат разным профессиям. Что толку беспризорничать? Я сразу спрашиваю: «А баян там есть?» «Есть!» – ответил милиционер, хотя сам, конечно, не знал.
Предстоящая «встреча с баяном» отмела все колебания. Едва ли не в первый день он увидел пианино, которое стояло в коридоре. Не удержался – подошел и стал «брынькать», за что от дежурного получил крепкий подзатыльник…
Возвращение «блудного сына»
Матери удалось разыскать «блудного сына Александра» и вернуть из детского дома в родной. И в 1953 г. он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) учиться специальности каменщика-печника. (За свою жизнь Александр Петрик приобрел больше 20 специальностей – он может и землю пахать, и дом построить).
– В училище в камере хранения был баян, который никому в руки не давали – на нем играли коменданты и директор, – рассказывает А. Петрик. – Все ученики уходят домой или в кино, а я иду играть на баяне – мне комендант разрешал. Он в тайне от всех начал учить меня игре на этом инструменте. Но об этом узнал директор: «Что, так любишь баян»? – спрашивает. «Люблю, – говорю. – До слез люблю, а купить не на что, наша семья бедная»!
Директор приказал мастеру отремонтировать старый баян и отдать мне в комнату. Так я «вышел из подполья». В конце концов мне разрешили играть на танцевальных вечерах, которые устраивались для учащихся. Мне еще не было 17-ти…
У каждого баяна своя душа
С тех пор прошло много лет. Александр Петрик по праву считает себя музыкантом: в свое время окончил Московское музыкальное училище. У Александра Павловича своя семья, живет он теперь в с. Бердянском, что в 10 км от его родного Красного Поля. Через всю жизнь пронес он любовь к музыке и баяну. Сегодня в его домашней коллекции их более десятка: есть и современные инструменты, и настоящие раритеты – трофейные немецкий и американский, чем А. Петрик очень гордится. В рабочем состоянии и электробаян, который был очень популярен в СССР в 80-х годах.
– У каждого из них свой звук, свой голос, а значит, своя душа, – говорит Александр Павлович.
Практически каждый из коллекционных инструментов пришлось ремонтировать: то меха заклеить, то корпус «подлатать», то пуговки-клавиши новые сделать. А то и вовсе из двух собрать один.
– Жаль, что сегодня баян выходит из моды, играть некому, музыкальной школы у нас нет, – вздыхает Александр Петрик. – Если бы я знал, что инструмент действительно кому-то нужен, я бы несколько баянов просто подарил. Лишь бы знать, что его не забросят на чердак, а будут играть, дарить людям радость.
Александру Павловичу ничего не стоит подобрать любую мелодию на слух, в чем я сам убедился – кое-как напетая мной «Молдавеняска» тут же была сыграна Александром Павловичем на баяне…
Сейчас Александру Петрику 72 года, но поверить в это сложно – столько в этом человеке энергии, бодрости, а главное – оптимизма и любви к жизни. А еще к музыке. Вместе с женой Ириной Владимировной они иногда устраивают домашние концерты – она прекрасно поет, а Александр Павлович ей аккомпанирует.
– Мы приходим в этот мир и уходим, – говорит он, – а музыка… Она будет жить вечно!..