Пчеловод по призванию
Воздух казался прозрачно – хрустальным. И хоть лес вокруг стоял без листвы – была глубокая осень, – от него исходили величие и загадочность. Мой интерес и восхищение жемчужиной Таврических просторов умело подогревал спутник.
В душе всегда был пасечником
– Указ заложить широколиственный лес в устье реки Молочной издал Петр Первый. А Екатерина Вторая привезла сюда немцев-меннонитов, – с большим удовольствием слушала я экскурс в историю. – Засуха, палящее солнце и такой оазис! – слова Геннадия Геннадьевича пронизаны любовью к окружающей природе. Похоже, она и сыграла решающую роль в выборе местожительства в зрелом возрасте.
А в молодости он был старателем, добывал золото на Севере. Но в душе, признается мне, был всегда пчеловодом.
«Запах меда, сот, нектара – запах моего детства». Будучи школьником, он все каникулы проводил у дяди, Афанасия Федоровича, в Сосновке. Фронтовик и фельдшер, дядя все свободное время проводил с пчелами. Тогда, по-видимому, и зародилась у Г. Аверина мечта стать собственником пасеки.
А какая лучшая среда для обитания пчел? Конечно, лес, лесные травы. И чтоб море было недалеко… В общем, место, лучше Сосновки, сложно представить.
И вот электронщик по образованию, бульдозерист и водитель со стажем, решил прописаться в Мелитопольском районе.
– Пошел в лесничество устраиваться на работу. А вакантных мест, говорят, нет, – с улыбкой вспоминает Геннадий Геннадиевич. – Доказываю, что умею слесарить, строить. Все без толку. – «Нам, – отвечают, – лишь кузнец ручной ковки нужен. Но это же не ваш профиль».
– Плох старатель, который не может быть кузнецом и сварщиком! – Возражаю директору. – И добиваюсь своего: приняли меня на работу. И даже жилье предоставили. Хату получил, по нынешним меркам, более чем скромную. С тех пор, как обжились, ремонт в ней не прекращается.
Подвохи зеленого туризма
Правда, преобразования вызваны не столько своими растущими потребностями, сколько желанием заниматься сельским зеленым туризмом. Ведь чтобы принимать путешественников, нужны условия, соответствующие пятизвездочному отелю. До этого, конечно, ох, как далеко!
Но предложение, поступившее от председателя Запорожского областного союза зеленого туризма, зачинателя этого дела в нашем крае Натальи Бернаги, представилось заманчивым. И вскоре Г. Аверин уже принимал туристов из Киева, Канады.
Однажды пришлось одновременно 104 обеда готовить. Благо, есть в семье профессиональный кулинар. Жена много лет работала поваром. И умеет замечательно готовить. Справились. Еду в «тормозках», кстати, они отвозили к Каменной могиле, и накрывали стол на лоне природы. Так захотели туристы. Их желание – закон.
Все им понравилось: и природа, и угощение. Но особенно по вкусу пришелся медок с пасеки хозяина. Сколько на ее создание Геннадий Геннадьевич положил труда и пролил пота, можно лишь догадываться.
Кузнец своего счастья
В прошлом году на медосбор у него вышла 41 семья. Это, по меркам опытных пчеловодов, не так уж и много. Впрочем, границ в этом деле, говорят, нет. Г. Аверин, например, мечтает о создании племенной пасеки. А это не меньше 200 пчелиных семей. И только задается вопросом: «Хватит ли одной жизни для создания образцовой пасеки?»
С удовольствием пробовали гости и медовуху, медовое вино. Искусством их приготовления супруги владеют в совершенстве.
Еще Геннадий и Нина умеют, расскажу по секрету, готовить лечебные мази из продуктов пчеловодства (их 14!). Кто-кто, а они по себе знают, что лучшего лекарства природа не придумала. И побочных действий никаких, и эффект быстрый. Но апитерапия в исполнении Авериных пока только для друзей, родных.
Приостановлено и занятие зеленым туризмом. Подножку поставил государственный фонд помощи предпринимательству. Дал 13 тыс. грн. кредита на обустройство, а потом решил через суд забрать на основании неправильно составленного отчета. Душевую кабинку Г. Аверин установил, дело выиграл. Но осадок, как говорится, остался. И тайм-аут в лесном туризме пришлось взять.
А вот пасеку по-прежнему считает любимым делом. Нынче она стоит на историческом месте – там, где в былые времена занимались пчелами и немцы-меннониты. А рядом не менее сказочное место – пересохшее озеро (а во времена меннонитов водой из него поливали огороды!) с вековыми соснами вокруг. Да здесь для пчел просто рай, родная стихия! Неподалеку 22 многолетних дуба приглашают прогуляться по живописной аллее, вдохнуть свежего воздуха. Здесь бы еще скамеечки установить! Во времена меннонитов, говорят, были. Сюда бы инвестиции!
А пока рассчитывать можно только на таких энтузиастов, как Г. Аверин. У него в планах создать центр дыхательной терапии для астматиков, организовать медовый массаж, сон на уликах.
«Но сначала нужно, построить деревянный домик, считает Г. Аверин. – Сруб пропитаю пчелиным воском».
В общем, у пчеловода планов громадье. Дай Бог ему силы и возможности дойти до намеченной цели.