Радуют дети мать-героиню
В зоне радиационного заражения
В 1990 году семье Сербин пришлось покинуть свою малую родину – с. Курчицкая Гута Житомирской области, где Галина Ивановна родилась, окончила школу, в ней же начала работать старшей пионервожатой, затем – заведующей сельским клубом, вышла замуж, ушла в декретный отпуск. А всему виной – Чернобыльская АЭС, вернее катастрофа, которая там произошла 26 апреля 1986 года.
– Сначала мы практически ничего об аварии не знали, пекли праздничные куличи – готовились к Пасхе. Слышали, что в Чернобыле взорвалась атомная станция, но никто ничего нам не рассказывал, не сообщал. Майские праздники прошли как обычно – демонстрация, отдых на природе, – вспоминает Галина Ивановна.
Последствия катастрофы были налицо: посохли вишни, земля была усыпана «блестками» – очевидно мельчайшими частичками принесенного ветром из Чернобыля графита. Люди занимались обычной работой, а дети ходили в школу, играли на «свежем» воздухе. Никто не знал, какую опасность таят в себе эти «блестки»…
Это потом жителям объявили, что нельзя пить воду из колодцев, есть мясо, ходить в лес за грибами. Но никто не объяснил, почему. Почти у всех жителей были коровы, которые, как и раньше, паслись на лугах и опушках леса. Мало кто прислушивался к запретам – и воду пили, и мясо ели, и грибы, и картошку, – в общем, жили как раньше. И только в 1988 году до жителей стало доходить больше информации о возможных последствиях катастрофы для здоровья. И только тогда семья Сербиных решила увезти детей из опасной зоны.
– Как такового отселения у нас не было, – вспоминает Галина Сербин, – уезжать или оставаться каждый решал сам. Но ради здоровья наших детей мы с мужем решили уехать. В с. Червоноармейском у меня жил брат, вот к нему в колхоз имени Калинина и поехали.
Однако последствия катастрофы не могли не отразится на здоровье детей.
Все строится на любви
– Как только мы переехали, поставили детей на медицинский учет. У них была увеличена щитовидная железа, и нам пришлось год лечить их и в Запорожье, и в санаториях, а среднюю дочку на полгода медики отправили лечиться на Кубу. Я с ней там была четыре месяца, – говорит Галина Сербина.
Сербины не привыкли сидеть без дела: муж Галины – Александр сразу же пошел работать механизатором в колхоз и всегда был в числе лучших. Сейчас не работает – занимается домашним хозяйством.
– Скучать некогда, – смеется он, – работы не меньше, чем в колхозе.
Галина Ивановна работала в овощной бригаду: сначала – рабочей, а уже через год стала бригадиром.
Родительский дом
В рассказе о себе Галина Ивановна немногословна, а вот о детях готова говорить бесконечно:
– Старший сын Виталий – ему уже 32 года – окончил школу, институт, заведовал пекарней до самого распада колхоза. Затем вместе с товарищем взяли в аренду небольшой магазин, а после уехал в Мелитополь и работал в частной фирме. Сейчас он в Харькове. Женился. Дочь Оля с отличием окончила Мелитопольский педуниверситет, работает учителем немецкого языка в Червоноармейской школе. Ира окончила тот же институт, вышла замуж и родила нам внучку Даринку – ей уже шесть лет. Сейчас Ира работает в Мелитопольском педуниверситете. Андрей окончил в Мелитополе университет «Украина», частный предприниматель. Самой младшей – Маше – недавно исполнилось 23 года. Она тоже окончила педуниверситет в Мелитополе, работает в с. Дмитровка воспитателем в детском саду.
– В чем секрет счастливой семьи? Да нет секрета. Главное, чтобы в семье была любовь и доверие. На этом все и строится, – говорит Галина Сербин.
В сентябре 2009 года Галина Ивановна получила самое почетное для всех мам звание «Мать-героиня».
Сейчас Галина Сербин – частный предприниматель, взяла школьную столовую в аренду и работает в ней поваром. Собраться всей семьей за одним столом удается нечасто, но такие встречи всегда превращаются в настоящий семейный праздник.