Районная милиция: служба – дни и ночи
По статистике преобладают кражи
– Александр Аврамович, почему вы вернулись в милицию?
– На «гражданке» понял: без милиции не могу.
– А почему вы вообще стали милиционером?
– Мой отец, инвалид войны, служил в разведроте. Получил четыре ранения, в том числе два в голову. Дед какое-то время служил в Ореховском ЧК. И впоследствии справка об этом спасла нашу семью от репрессий. Похоже, этот случай стал решающим в выборе профессии.
– С какими преступлениями нынче чаще сталкиваются васильевские милиционеры?
– Вал преступности дают кражи. Васильевка окружена дачными участками. Хозяева, в основном жители Запорожья, приезжают, как правило, на выходные. В будни оставляют имущество на сторожей. Но охранники в лучшем случае лишь сообщают в милицию о преступлении. Предотвратить их не в состоянии. Вдобавок, через город проходит трасса Харьков – Симферополь. «Гастролеров»-преступников – пруд пруди. В прошлом году у нас было 19 угонов и разукомплектований транспорта – все раскрыты.
И еще мы в прошлом году задержали трех человек, которые нанимали такси и разъезжали по району. Просили у хозяев воды, а сами проникали в дома и совершали кражи.
После зоны – снова в омут криминала
– Рецидивистов меньше не становится?
– К сожалению, рецидивы преступлений происходят все чаще. Люди, вернувшиеся из тюрьмы, снова идут красть, грабить, торговать наркотиками. Я из старшего поколения – мне 52 года. Хорошо помню, что раньше воспитанием оступившихся занимались партийные, комсомольские организации, товарищеские суды, медвытрезвители, профилактории. Людей, возвратившихся из мест лишения свободы, принудительно устраивали на работу – базовым предприятием для этих целей был запорожский «Радиоприбор». Там за ними наблюдали, предоставляли общежитие. Сейчас всего этого нет. Предприятия частные. Им судимые в качестве работников не нужны. Да и вообще никому нет дела до них. А поскольку некуда деваться после возвращения из мест лишения свободы, большинство на свободе снова занимаются разбоями, грабежами, квартирными кражами, угонами, распространением наркотиков.
– Что-то все-таки меняется в картине преступлений?
– Деградация морали перемещается из центра в сельскую местность. Когда я был начальником горотдела милиции в Запорожье (1998 год), мы за год регистрировали до 12 убийств. А в районах такие преступления были редкостью. В прошлом году в областном центре произошло 7 убийств. А в Васильевском районе – 12. Сказывается отсутствие работы. Отсюда возникает желание украсть, ограбить. И еще. Патриотизма у молодежи не чувствуется. Когда я был мальчишкой, у нас были военные учения, спортивные клубы: борьбы, боксеров. И всюду воспитывали любовь к родине. Сейчас ничего подобного не наблюдается. Даже почтения к национальному флагу, как в других странах, нет.
Почему падает престиж профессии?
– А милиция тоже изменилась?
– Еще как! Когда я пришел в милицию, подходы были иные к подбору кадров. Сотрудник органов, говорили тогда, должен быть на голову выше инженера, учителя. Его в населенном пункте должны знать и уважать. А сегодня если не судим, не дебоширит – уже подходит! Потому что очередь за дверьми райотдела не стоит. Сотрудники – это, в основном, молодежь. Опытных работников не хватает даже среди среднего начальствующего звена, которое и занимается воспитанием молодых. Что получаем в результате? Случается, увольняем за недисциплинированность, правонарушения. Остро ощущается дефицит кадров. Например, участковых инспекторов должно быть 29, а в наличии 17. На них – 70 сел! На одного, порой, приходится семь-восемь населенных пунктов. Вот и получается: служба – дни и ночи!
– Как думаете, почему упал престиж вашей профессии?
– Когда я пришел в милицию в 1978 году, то получал 126 рублей в месяц. А зарплата у инженера, учителя, кстати, была меньше 100 рублей. Я за свои деньги мог купить и костюм хороший, и туфли импортные, и семью содержать. А сейчас средняя зарплата в милиции 1700 грн. На нее прожить крайне трудно. Транспорта не хватает: всего три автомобиля, бензин – в дефиците. Пешком разве находишься, успеешь всюду?
– Что может изменить ситуацию?
– Нужна государственная программа по профилактике преступлений. И чтоб она была не просто на бумаге. Ее необходимо подкрепить деньгами и законами. И, что не менее важно, платить милиционерам достойную зарплату, чтобы не было соблазна становиться на путь предательства, взяток.