Поселковый голова: кредит доверия
Вспоминая о былом
Только название до 1946 года было иным – Гайчур, как и неподалеку протекающей реки. Сегодня здесь так называются станция, магазин, общество с ограниченной ответственностью. Расположен населенный пункт в 30 км от райцентра и в 16 км от автодороги Донецк–Запорожье. Население – 1500 человек.
Такой экскурс в историю сделал по моей просьбе при встрече поселковый голова Александр Бабанин. Но и в дальнейшем в ходе нашего общения рассказы о былом постоянно вплетались в беседу о дне сегодняшнем.
Прогулка по Гайчуру
– Знаете, Гайчур был у Нестора Махно опорным пунктом. Гуляйполе – родной дом, куда он приезжал отдохнуть, а в нашем поселке у него находился штаб. Именно отсюда рассылались директивы, благодаря которым за сутки собиралось двадцатитысячное войско. – Александр Евгеньевич явно увлекся и охотно делился своими обширными знаниями прошлого родного края. Он признался, что мечтает написать историю Гайчура – Терноватого. Только со временем туговато. Почти все занимает служение громаде.
А еще он хочет, чтобы в парковой зоне появился памятник Э. Гейну – отцу-основателю поселка. Считает, что поселку необходим музей – раньше он был, да кому-то помешал. Теперь надо собирать материалы заново. И мечтает, чтобы через Терноватое прошел туристический маршрут, который завершился бы парке «Таврия» (заповеднике).
Я с радостью принимаю приглашение Александра Евгеньевича пройтись по центральной улице.
– Здесь будет храм мученика Анатолия, – показывает на незавершенное строительство церкви поселковый голова-экскурсовод. – Строит Герой Украины руководитель ООО «Гайчур» Анатолий Головко.
С почтением останавливаемся возле памятника Герою Советского Союза Михаилу Плаксе. «Майор, командир дивизиона «катюш». Погиб в 1944 г. в Румынии. В поселке похоронены его родители», – Александр Евгеньевич аккуратно поправляет слегка покосившиеся свежие венки у пьедестала. Сохранилось и несколько дореволюционных домов, построенных немцами-колонистами. Здания из кирпича, крыша покрыта железом. По виду, так еще сто лет простоят. А вот трехэтажная мельница нуждается в реставрации. Само здание на вид крепкое, а крыша провалилась… Рядом храм – тоже в старинном доме. А также женский монастырь. Правда, он, поскольку еще не освящен, не действует. Но А. Бабанин, хоть и называет себя недостаточно верующим, говорит с гордостью: «Это наш духовный центр. Благодаря нему Божья благодать на нас снизошла. Везде засуха, а у нас дождь».
Проблемы требуют решения
Вода – тема для поселкового головы самая больная. Он называет свой населенный пункт Сахарой. Водопровода нет, и в ближайшее время не предвидится. На скважины нет в бюджете средств. Вода только привозная. И стоит чрезвычайно дорого: один куб в среднем обходится в 70 грн.
Причем вода – не единственная проблема. Поводов для нерадостных размышлений у Александра Евгеньевича боле, чем достаточно. В Терноватом не на всех улицах есть уличное освещение, а в остальных селах поселкового совета его и вовсе нет. Библиотека и стадион нуждаются в капитальном ремонте. Газопровод никак не достроят, хотя обещают и начали вести еще в 80-е годы прошлого столетия. Народ разуверился, и стал устанавливать электрокотлы. Уже насчитывается 55 абонентов.
Интересуюсь, что за первые полгода пребывания у власти удалось сделать?
– Недавно организовали вывоз мусора. Привлекли частного предпринимателя. Техника у него есть. В перспективе собирается закупить полиэтиленовые мешки и выдавать клиентам. Весной организовали субботник и ликвидировали 4 свалки. Вывезли 180 тонн мусора, не потратив ни одной бюджетной копейки. Точно также, своими силами, собираемся в ближайшее время заняться ремонтом дорог. Асфальт согласились купить благотворители. Будем просить поучаствовать в этой «акции» и население. Другого выхода нет. Денег на ремонт дорог в бюджете нет. Набирает обороты спорт. В этом году в районных соревнованиях заняли третье место по мини-футболу, в День Победы провели турнир по футболу. В 60-70 годы поселок своими спортивными достижениями славился на всю Украину. Хотим возродить былое.
Родословная обязывает
Историк по профессии – чуть ли не 10 лет преподавал в школе, Александр Бабанин насобирал много интересных материалов о своей малой родине. Здесь он родился. Тут его дед Федосий Семенович после войны построил элеватор. А также руководил строительством еще двух элеваторов в соседних районах. Отец Евгений Федосеевич в девяностые годы, когда все рушилось, построил нефтебазу. Дядя Валентин Федосеевич – лауреат Государственной премии, руководил в России предприятием, которое строило атомные лодки. В общем, есть, на кого равняться.
Так, кстати, Александр Евгеньевич и написал, агитируя за себя во время выборов поселкового головы. На весы «за» легли и пятилетний опыт работы заместителем председателя райгосадминистрации, и то, что он профессиональный управленец (окончил Днепропетровский государственный институт).
Терноватовцы ему поверили и не раскаиваются. Говорят, что поселковый голова им нравится: с людьми почтителен, заботится о них, проблемы решает. В общем, настоящий руководитель. Земляки говорят: «У нас Александр Евгеньевич – всему голова». В общем, есть у А. Бабанина кредит доверия людей. И он его использует во благо поселка.