Согретые теплом родительских сердец
Катюша – общая любимица
Таким людям Ирину Николаевну не понять. Поэтому в объяснения она не пускается. Можно, конечно, посоветовать заглянуть в приюты, детские дома и посмотреть на ребятишек, которые ждут-не дождутся пап и мам, мечтают о семье. Но зачем, если душа для добрых дел закрыта? А «денежные» обвинения и вовсе не стоят внимания. Государство нынче, в самом деле, неплохо стимулирует создание ДДСТ, но вал желающих не наблюдается. Например, в Каменско-Днепровском районе всего один детский дом.
У супругов Стрижак сочувствие и сострадание постоянно живет в сердце. Поэтому когда свои двое сыновей выросли, взяли на воспитание девочку. Сначала одну. А у нее оказалась сестричка. Разве можно было их разлучить? Потом таким же образом в семье появились два брата. И пошло-поехало. Каждый новый ребенок тянул за собой сестренку или братишку, а иногда и того, и другого. Так семья выросла, не считая папы и мамы, а также взрослых сыновей, до восьми человек.
Памятным событием стало появление в семье самой младшенькой и общей любимицы Катюши. Родителям она приглянулась с первого взгляда. Приехали в детский дом, зашли в комнату и увидели в манеже худенькую кроху, бледненькую, поцарапанную. «Наша!» В год и 8 месяцев ребенок весил 7 кг. Врачи предупредили, что девочка отстает в психическом и физическом развитии и, скорей всего, не сможет разговаривать.
Видели бы сейчас этого уже четырехлетнего ребенка! Девочку не переслушаешь! Хорошо рисует, массу стихов знает наизусть, на велосипеде ездит, отжимается от пола. И такие радикальные изменения произошли менее, чем за два года. Вот что делает родительская любовь. Немаловажно, что старшая сестричка рядом, которая пришла в семью следом за малышкой.
Испытание бедой
Много переживаний выпало на долю родителей в связи с появлением в семье одного из мальчиков. Еще в детском доме предупредили, что у него плохой результат реакции Манту. То есть высока вероятность заражения туберкулезом. Но разве этим напугаешь? Явление не столь уж и редкое. Почти с каждым ребенком проходили через профилактическое лечение. Только позднее выяснилось, что у ребенка туберкулез в закрытой форме. Два года лежал в тубдиспансере. А потом врач, посмотрев томографию, огорошил: жить ребенку осталось месяц-два. Если, конечно, не сделать операцию. На нее понадобится как минимум 7 тыс. грн. Собрали необходимую сумму, и глава семейства отправился с приемным сыном в Киев. Мама дом оставить не могла, на руках была малышка.
Вернулись с хорошими новостями: очаг удалили, здоровье вернули. Тогда муж открылся жене с новой стороны. Лучшим образом справился с уходом за ребенком. Кормил, мыл, подмывал. И ни на что не сетовал.
Теперь мальчик учится в интернате. Этого настойчиво добивались родители, чтобы ребенок постоянно находился под наблюдением врача. А вечером сын возвращается домой, не хочет оставаться на ночь в казенном учреждении. Да и родители не настаивают на этом: слишком долго он был вне семьи.
«Дети у нас очень хорошие», – с гордостью произносит при встрече Ирина Николаевна. И для каждого у нее находится доброе слово. Алина хорошая хозяйка, любит готовить. Сестрички Яна и Юля кругом успевают. Лера – прирожденный организатор, усидчивая, пишет замечательные сказки, рассказы. А мальчиков дома не оказалось – разлетелись. Один отдыхает в Артеке, двое уехали погостить к родственникам. Девочки от похвал смутились: «Ладно тебе, мама!»
Чего уж там скрывать – бывает, что ослушаются, нашкодят. И за этим следует наказание. Какое? Лишение права играть в компьютерные игры. Это для них, признались, очень болезненно.
А потом наперебой рассказывали, как недавно поздравляли маму с днем рождения, какие песни пели, как танцевали. Концерт, судя по всему, получился замечательный.
Умеет Ирина Николаевна найти общий язык с ребятишками, к каждому поход. У нее, педагога по профессии, за плечами 25 лет общения с детьми: работала в детском саду, школе. Но это не делает ее жизнь безоблачной. Ведь основной груз забот-хлопот ложится на нее. Сергей Владимирович не отлынивает, помогает – просто он целыми днями пропадает в своем Энергодарском электромонтажном управлении, где работает механиком.
Через трудности - к достижениям и удаче
Супруги умеют держать и удар. Две сестренки, которые успели стать любимыми дочками, спустя 3,5 года после появления в семье (на тот момент еще приемной) покинули ее. У них отыскалась бабушка, и они уехали к ней. Сначала расставание родители восприняли как удар в спину. А потом смирились. На все воля Божья. С родной бабушкой девчатам не должно быть хуже. Но сердцу не прикажешь. «Будто что-то от него оторвали – так скучаю», – призналась мама.
Вместе с увеличением семейства растет и дом. Жилье начали строить в Каменке-Днепровской давно, еще когда жили в Энергодаре. Но сначала все делали не спеша, с чувством, толком, расстановкой. А после создания детского дома стали форсировать строительство. Над первым этажом появились сначала две комнаты, потом еще две. Нынче места хватает всем. А вот столов пока маловато, не хватает шкафчиков.
Но все это дело наживное. У семьи крепкое хозяйство, четыре огорода. Так что едят в основном выращенное своими руками. Работы хватает всем. Питание первоклассное. В рационе обязательно присутствуют молоко, масло, сметана. А мясом про запас сверху донизу забит массивный морозильник.
Сложнее с учебой. Один из сыночков из-за болезни пропустил пару лет и закончит 9 классов в 19 лет. Одну из дочек в школу вовремя не отдали. Пробелы в знаниях есть и у остальных. Но Ирину Николаевну все это не пугает. Семья у нее дружная, веселая, трудолюбивая. А значит, все трудности преодолеет. Ведь в августе детскому дому исполнилось всего 3 года.