Мастер металлических узоров
Вначале выковал забор…
И вот, наконец, новое удивительное рукотворное чудо украсило коллекцию художника. А чего в ней только нет! Подставки для цветов, подсвечники, украшения, корзинки для вязания… Поверила, что сделаны они из железа лишь после того, как подержала в руках. Невероятно изящный узор, прямо кружева. Разве их можно сплести из металла? Оказывается, такому мастеру из Вольнянска, как Александр Васильевич Названов, это здорово удается.
А начиналось все до удивления просто и обыденно. Лет 13 назад к Александру подошел знакомый горожанин.
– Хочу кованый забор. Сделаешь?!
– Почему – нет? Думаю, справлюсь!
Встреча была не случайной. Многие в Вольнянске хорошо знали кузнеца-самоучку. И были осведомлены, что если он берется за дело, то доведет его до конца и качество работы будет безупречным. За первым заказом почти сразу же последовал следующий. На этот раз забор ковали вместе с сыном Сергеем по фотографии, сделанной в Венгрии. Лет пять этот шедевр держал первенство в городе по красоте и изяществу.
Дед оставил в наследство инструменты
Но душа А. Названова просила творчества. Им и занялся, когда ушел по инвалидности на пенсию. А научился кузнечному мастерству Александр у своего деда. Вот ведь как судьба сложилась! Шел он по жизни, казалось, другой дорогой: в школе занимался фотографией, в юности увлекся радиотехникой. И профессии, которые освоил, на первый взгляд, далеки от кузнечного дела. Был киномехаником, технологом мукомольного производства, электриком, газо-. электросварщиком, энергетиком.
Все знания и навыки, как выяснилось позднее, стали великим подспорьем в необычном творчестве. Ведь приходится железо и резать, и «варить», и соединять. И не обойтись без художественного вкуса, полета фантазии. Всем этим природа щедро наградила Александра Васильевича.
В мастерской Названовых большой набор различных инструментов. Многие из них достались от дедушки. Среди раритетов – старинные клещи, зубила. Но с самым шикарным подарком деда – легендарной «эмкой» 1937 года рождения в лихие 90-е годы прошлого века пришлось расстаться, о чем до сих пор Александр Васильевич очень сожалеет. Но тогда другого выхода не видел. Надо было учить сыновей (их у него двое). Машину он реставрировал собственными руками – получилась «игрушка». За нее в 1984 году на выставке авто-ретро в Запорожье получил диплом первой степени.
Попал на нее самым чудесным образом. Приехали всей семьей в областной центр, чтобы купить билеты в цирк. А дорога оказалась перекрытой. Только их машину милиционеры не останавливали, махали руками: «Проезжайте!» Ребятишки радовались, взрослые недоумевали. Но недолго. Все прояснилось, когда въехали на площадку со старинными авто.
Символ веры и единства
Я поняла, с каким талантом свела меня судьба, едва ступила на подворье. Здесь меня встретила железная дама с собачкой. Впечатляющее зрелище! Неподалеку красовались рыцарские доспехи, и повеяло романтикой той эпохи.
– Внуки любят примерять. Ого, говорят, какие тяжелые! А я объясняю, что здесь не хватает еще кольчуги. Представляете, в таком одеянии рыцари порой целый день мечом махали! Таким образом я приобщаю ребят к истории и творчеству. Надо же мастерство по наследству передавать!
Не менее любопытные изделия находятся и в комнате: орел, летучая мышь, мышеловка… Примерно 40 работ: одна интереснее другой.
Многие из них выставлялись на Хортице, в Дубовой роще, на Покровской ярмарке… За год прошло восемь выставок. А в мастерской ждут своего появления на свет незаконченные работы. Участие в их создании принимает вся семья. Дочь – архитектор по образованию – готовит эскизы. Жена дает ценные советы. Сыновья помогают их воплощать в жизнь.
Мое внимание привлекает будущая скульптура из железа – символ веры и единства. От дерева отходит 25 веток (по числу областей в Украине). Мощные корни уходят в землю.
Затраты на материалы, признается Александр Васильевич колоссальные. Несмотря на то, что исходное сырье – металлолом. Уже потрачено, без учета работы, больше четырех тыс. грн. А еще она не закончена…
Интересно, кто ее приобретет? Или Александр подарит городу? Он любит это делать, поскольку хочет оставить о себе добрую память. Мэрии преподнес, например, «денежное дерево». Под ним на пенечке сидит Буратино и ловит падающие монетки в ладошку.
В общем, богатая палитра творчества радует не только самого художника, его близких, но и многих вольнянцев. Уникальные изделия наверняка принесут еще много радости мастеру и многочисленным почитателям его искусства.