Династия искусных столяров
Начиналось все с деревянного забора
Иван Яковлевич и Игорь Иванович работают в сельскохозяйственном производственном предприятии ООО «Алекс», бок о бок. Чего только сообща не создали! Возле ворот с улицы всяк приходящий невольно останавливается возле ажурного деревянного мостика, а на территории любуется резными беседками.
Начиналось же все более полувека назад с простого деревянного забора возле дома. Иван делал его вместе с отцом, которому мастерство и опыт передали его отец и дед. И получился забор на тот момент самым красивым в селе. «Раз способен на такое, – сказали в колхозе, – иди столяром в цех».
Работа была тогда специфической. В середине прошлого столетия приходилось из дерева изготавливать и чинить телеги, колеса к ним, делать стенды для наглядной агитации. Но творчество и тогда проявлялась в различных формах. Иван Яковлевич постоянно умудрялся что-то делать и для души. В основном с помощью… топора. Иногда – ножа. Других инструментов не было. Перед уходом в армию собственноручно вырезал шахматы.
Династия продолжается
Похоже начинался трудовой путь и у сына мастера – Игоря. Только он сначала работал шофером. Но чрез 10 лет все же присоединился к отцу – потянуло плотничать. И тоже стал хорошим мастером. В плотницкой выросло и младшее поколение Шинкаренко, трое детей Игоря: двое сыновей и дочь. Но по стопам деда и отца, похоже, пойдет лишь семнадцатилетний Иван. Он хоть и учится на механизатора, но практику проходил в мастерской предприятия, рядом с родными. Тут тоже сказалась наследственность. Курсы механизатора за плечами и у деда. Эти знания оказались нелишними в столярном деле, которое осваивал самостоятельно. И достиг таких вершин, что, несмотря на возраст – ему недавно исполнилось 73 года – любого молодого за пояс заткнет. Правда, на предприятии его от тяжестей ограждают, берегут. Хотят, чтобы как можно дольше работал. А Иван Яковлевич заверяет: «Как только почувствую, что силы не те, сразу уйду на пенсию».
Рубанки и фуганки остались в прошлом
Когда в девяностые годы колхоз развалился, сын с отцом выкупили мастерскую. И начали принимать заказы. Только бизнесмены из них не получились. Малое предприятие создать не сумели. Вместо заработка получили убытки. Да и с техникой безопасности вышла неувязка. Приехали из электросети и отрезали электричество.
В общем, ничего не оставалось, как пойти в наемные работники. Об этом они ничуть не жалеют. Признаются, что с начальством повезло. У руля фирмы люди, которые не просто любят красоту – творческие, надежные.
– Мы сошлись в дизайнерских вкусах с заместителем директора Ларисой Владимировной Кашляковой, – улыбается Иван Яковлевич. – И охотно воплощаем ее задумки. Она, например, привезла фотографию беседки. А мы по ней работали. Спорили, искали сообща приемлемый узор.
Такой творческий поиск идет во всем: стол делается или стулья. Одно из последних заданий – крыша над весовой. Сначала соорудили макет. А уж потом, когда в нем все устроило, создали бригаду. В нее вошли сварщики, токари. В общем, все делается по уму.
Честно признаюсь, я ожидала увидеть в мастерской рубанки, фуганки, лобзики.
– Что вы, – улыбнулись мои собеседники, – они давно в прошлом. Наши помощники – современные станки: фрезерный, долбежный, ленточная пила, – и охотно показали, как ловко с ними управляются.
Директор предприятия Александр Кашляков доволен и гордится мастерами. «Мы еще не одну гору с ними свернем».