Важная веха ветеранского движения
Запорожская областная организация ветеранов во главе с ее многолетним лидером Иваном Солодовником является одним из самых многочисленных и боевых авангардных отрядов Всеукраинской организации ветеранов. Активная жизненная позиция представителей Запорожского края известна всей стране, она во многом определяет генеральную линию Организации ветеранов страны.
Очевидно, что областная конференция станет важной вехой формирования теории и практики ветеранского движения на предстоящем в марте 2012 года съезде Организации ветеранов Украины. В этом номере «Надежды» делегаты областной конференции делятся своими мыслями в связи с ответственным этапом в жизни ветеранов страны.
Сотрудничество – после принятия соглашения
Леонид КОВАЛЕНКО, председатель совета Мелитопольской районной организации ветеранов.
Наша организация на областной конференции ветеранов намерена просить народных депутатов от Запорожской области, в том числе губернатора Александра Пеклушенко, чтобы они ускорили рассмотрение проекта и принятие Закона об организации ветеранов Украины. Этот проект уже три года «ходит по кругу» в парламенте.
Закон окажет содействие, помощь в структуризации самой организации ветеранов. Он также раскроет вопросы финансовой поддержки, потому что как такового документа, расшифровывающего, как именно это делается, нет. Например, в нашей области есть районные организации ветеранов, которые не финансируются.
Наши предложения к Уставу ветеранской организации одобрены районной конференцией, а область эти предложения внесла в обобщенный материал. Речь идет о коллективном членстве в организации ветеранов. Мы считаем, что такого членства быть не должно, так как оно ведет к расшатыванию организации. Надо объединить ветеранов всех категорий в одну организацию, а то у нас отдельно существуют организации инвалидов Великой Отечественной войны, воинов-афганцев, чернобыльцев, ветеранов силовых структур и т. д. А если есть желание какой-либо общественной организации сотрудничать, в этом случае надо составить соглашение с ветеранской, в котором определить направления работы, объемы и условия сотрудничества.
Солдатские вдовы заслужили почет и уважение
Василий ГАЛУШКО, председатель Ореховского районного совета ветеранов.
Наши первички совсем не поддерживаются финансово. Районной организации райсовет выделил на этот год 7 тыс. грн. Они пошли на оказание помощи ветеранам, материальную поддержку активистов. У нас есть комната. Власти оплачивает телефон, тепло, свет. В селах об этом лишь мечтают.
Не менее серьезная проблема – плата за паи. Арендаторы рассчитываются по закону – в размере трех процентов от стоимости участка. Но оценка земли с 2005 года не пересматривалась, индексация не проводится. Значит, пять лет назад доходы от паев были намного весомее, чем нынче. А у ветеранов любая копейка на счету.
Мы считаем несправедливым, что сельские учителя, врачи, библиотекари, сотрудники клубов получили из госрезерва не более 2 га. Между тем у бывших колхозников паи в среднем по 5-6 га. Чем работники социальной сферы хуже своих односельчан? Единодушное требование к правительству, парламенту – уравнять в правах и возможностях.
В нашей организации очень чтут солдатских вдов. Это те, кто остался верен своим погибшим мужьям и не вышел замуж. Они сами растили детей, наравне с мужиками поднимали хозяйства. А какая за это от государства благодарность? Поскольку зарплаты в те времена были маленькими, пенсии у них мизерные, льготы тоже скромные. Почему бы их не приравнять в социальной защите к участникам боевых действий? Такую просьбу мы отправили председателю Всеукраинскую ветеранской организации. Думаю, что ее выполнение вполне реально.
Деньги сложно найти? Не верю. Я проанализировал: в этом году в районе умерло 26 инвалидов войны и участников боевых действий. Каждый из них получал в среднем по 1200 грн. Как распорядились «сэкономленными» средствами? Почему бы «резерв не направить на поддержку солдатских вдов? Кстати, их в районе всего 19. Мы, со своей стороны, стараемся помочь вдовам в решении социально-бытовых проблем. Привлекли к шефству над ними учащихся.
Готовимся к 25-летию ветеранской организации. Планируем в ближайшее время встретиться с сельскими головами и вместе решить, какому ветерану, какой солдатской вдове какую конкретную помощь окажем.
Села продолжают вымирать
Юрий НАКОНЕЧНЫЙ, председатель Токмакского районного совета ветеранов.
Наша организация не испытывает дефицита в поддержке районных властей. Но проблем у нас предостаточно, и пока их никто не решает. Ветераны сетуют на транспортное сообщение. Маршрутки между селами и райцентром курсируют редко, плата за проезд высокая.
Чуть стемнеет – на улицу лучше не выходи. Освещением может похвастаться только Долиновский сельсовет, который попал в программу. На остальных территориях фонарей не увидишь.
Не устраивает нас и медицинское обслуживание. Мало того, что закрываются амбулатории, ФАПы. Обостряется дефицит врачей. Старшее поколение уходит на пенсию. Молодежь в село не едет. А «Скорую помощь» при наших дорогах не дождешься.
В селах Запорожье, Садовом, Новониколаевке заждались природного газа. Жители и кооператив создали, и деньги собрали, и трубы провели внутри села, и дома подготовили. А магистрального газопровода нет – государство не выделяет деньги.
В общем, хромает на обе ноги социальная сфера. А где брать средства? Вот если бы налоги платились по месту деятельности… Законодательно этот вопрос не решен. Почему бы не предусмотреть плату от прибыли в размере 10-12 процентов на развитие региона?
Я на каждом собрании уговариваю ветеранов отдавать паи в аренду местным фермерам. А приезжие платят налоги по месту регистрации. И в наших краях бывают лишь наездами. Чего же удивляться, что денег на развитие села нет? И село умирает – больно смотреть. Мы, конечно, на областной конференции этих проблем не решим. Но молчать о них тоже не имеем права.
В своей стране стали изгоями
Николай ГОЛОФАСТ, заместитель Мелитопольского городского совета ветеранов.
У нас права и льготы лишь на бумаге весомые, а реалии совсем иные. Закон Украины «О статусе ветеранов войны» не выполняется даже в отношении инвалидов. Возьмем медицину. В больнице не только лекарства – даже вату, шприцы покупаем за свой счет. Палаты для ветеранов есть, но не везде, да и мало их.
Не может нас не волновать и грядущее повышение тарифов на коммунальные услуги. Примерно пятая честь из 23 тыс. ветеранов организации получают минималку. Да и у остальных материальное положение тяжелое. Как они будут выживать?
Не могут или не хотят власти обеспечить бесплатный проезд по городу. Большинство из нас на это и не претендует. А вот ветеранам-волонтерам такая услуга была бы очень кстати. Ведь они по нескольку раз в месяц проведывают своих товарищей. Давно просим освободить от платы за проезд волонтеров – их у нас 80. Пока безрезультатно.
В моральном плане нам тоже порадоваться нечему. Мы в своей стране стали изгоями. Нас могут запросто обидеть, оскорбить. Складывается впечатление, что ждут – не дождутся, когда нас всех ногами вперед вынесут! Зачем торопить? Мы и так быстро уходим. В нашем городе осталось меньше 500 фронтовиков. А когда создавали совет ветеранов в 1987 году, было 7600 участников боевых действий.
Кстати, в соседней России отношение к ветеранам, на мой взгляд, совершенно иное. Убедился сам – недавно побывал в гостях у родственников. И на таможне, увидев на костюме орденские колодки, встретили приветливо, и в театре предложили лучшее место.
И все-таки мы духом не падаем. 5 декабря, например, 24 волонтеров премировали – по 100 грн. Где, спросите, взяли деньги? Средства, полученные в ходе марафона, положили на депозит, а проценты тратим на помощь ветеранам.