За что же мы, старики, страдаем?

Недавно познакомился с интересными данными Киевского международного института социологии. Так вот, после 50-ти лет у наших граждан резко ухудшается состояние здоровья. К тому же, если в Европе с возрастом у людей самочувствие улучшается (как и ощущение счастья), то у нас - наоборот. По данным того же института, четверть пожилых украинцев признают, что они бедны, а половина жалуется на плохое здоровье. К тому же среди пожилых людей очень распространены депрессии.

В ощущении счастья материальный уровень - не главный, но он имеет линейную зависимость, считают ученые. Например, в развитых странах если человек из категории «очень бедный» переходит в категорию «бедный», то он чувствует себя счастливым. В Украине такого нет: чем больше денег, тем больше счастья. А среди стрессов, чаще всего переживаемых пожилыми людьми, больше всего болезней (22 проц.), болезней близких (18 проц.), бессилие в жизненных обстоятельствах (16 проц.) и смерть близких (13 проц.). Считается, что депрессия тоже относится к категории здоровья. И в Украине она в четыре раза чаще встречается среди пожилых людей, нежели среди молодежи и среди европейских пенсионеров.

В развитых странах все наоборот: среди молодежи в возрасте от 18 до 24 депрессивные настроения распространены больше всего. С возрастом у людей проявления эти уменьшаются: европейские пенсионеры в своем большинстве радуются жизни. При этом в Украине чаще депрессии случаются у женщин - почти в два раза, чем среди мужчин (конечно, ведь пожилых женщин больше), считает врач-психиатр, руководитель исследовательских программ Ассоциации психиатров Украины Станислав Костюченко. Среди факторов риска он назвал одиночество и бедность.

Если для мужчин также ими являются потеря социальной роли, неспособность заработать деньги, то для женщин - потеря работоспособности из-за болезни. В Европе еще одним фактором риска является алкоголь, но в Украине выпивающие люди просто долго не живут. При этом хочу подчеркнуть, что 40 проц. наших опрошенных говорили, что им не хватает средств даже на еду. Поэтому мы делаем вывод: пожилым людям жить в Украине трудно и с депрессией, и без нее. И что самое главное - украинские врачи часто не могут распознать депрессию как таковую и не умеют ее лечить. Следовательно, человек остается один на один с недугом.

Исследователи говорят, что им не удалось сопоставить данные, полученные в Украине, с данными европейскими. Хотя бы потому, что они просто не сопоставимы... Например, в Италии и Испании к категории «очень бедных» относится несколько процентов людей преклонного возраста. В Украине таких – около половины. Или же средний доход пенсионера в Европе составляет около 2 тысяч евро, а у нас - менее 80 евро (60 проц. пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен.) Что сравнивать? Также в Европе есть большая выборка для исследований среди тех, кому 70 лет и больше. В Украине до такого возраста доживают немногие, чтобы сделать полноценное исследование.

Старость в Украине – это настоящая трагедия. На мой взгляд, на то есть две причины. Первая - разрозненность поколений, разрушение традиций; вторая - разрушение социальной политики в государстве (например, нет системы общежитий и хосписов для престарелых и больных). Думаю, что тяжелое состояние экономики не связано с бедностью людей. Напротив: плохой менеджмент, преобладание собственных интересов над государственными приводят к кризисам.

В Евросоюзе уже началась информационная кампания и реализация практических мер в рамках провозглашенного Европейского года активности людей преклонных лет. В Дании, скажем, основной путь - привлекать к активности через волонтерство, хотя, по данным Евростата, там и так волонтерами работают почти 50 процентов пенсионеров (в целом в Европе этот показатель составляет 27 процентов). К сожалению, это опять тот случай, когда сравнивать ситуацию с Украиной невозможно: у нас пенсионеры не могут думать о благотворительности, поскольку вынуждены выживать.