Защитники Арабатской стрелки
Сейчас вдоль Арабатской стрелки построено много пансионатов, санаториев, баз отдыха, где созданы хорошие условия для отдыхающих. Автор этих строк часто отдыхает там и встречает много мелитопольцев. Они любят Арабатскую стрелку за ласковое и глубокое море, водолечебницу, горячие источники, обилие солнца. Таков день нынешний. А я, дитя войны, хочу перенести читателя в далекий 1941 год и рассказать о защитниках Арабатской стрелки (вспомнить добрым словом), которые больше месяца не пропускали рвавшихся в Крым немцев. На месте тех героических событий нынче стоит грозное корабельное орудие, где ежегодно 5 июня проводится митинг-реквием. Здесь же братьями-меценатами, как дань уважения и памяти погибшим, построена церковь. Всякий раз, как приезжаю, хожу сюда поклониться павшим за Родину и я. И, естественно, вспоминаю…
Как это было
В первых числах сентября немцы прорвали наш фронт в районе Каховки и форсировали Днепр. Армия фельдмаршала Манштейна рвалась в Крым, и 15 сентября, не встретив большого сопротивления, заняла Геническ. А 16 сентября около 23 часов группа фашистов примерно из 30 - 40 человек без всяких затруднений проникла на Арабатскую стрелку и почти полностью уничтожила одну роту наших бойцов.
О том, что оборона Арабатской стрелки была плохо организована, я узнал из книги Константина Симонова «Разные дни войны». По его свидетельству, безволие, трусость проявил командир стрелкового полка полковник Киладзе, которому была поручена оборона Арабатской стрелки. . Он, не позаботившись о мерах по ее организации, самовольно, трусливо покинул место боя.
Немцы, одержав первую победу, ринулись дальше и заняли пионерский лагерь. Успели его разграбить. И уже ринулись купаться в море.
Продвижение врага остановила 127 морская батарея Черноморского флота, дав по врагу несколько залпов. После них в пионерском лагере повсюду, по свидетельству очевидцев, валялись искореженные немецкие мотоциклы, труппы вражьих солдат, лагерные вещи и даже детские игрушки, взятые фашистами на память о походе в Россию. Немцы бежали в направление Геническа, наступило кратковременное затишье. А затем со стороны Геническа началась минометная стрельба. Дуэль продолжалась более месяца. Героические защитники Арабатской стрелки не пускали немцев в Крым. Местные рыбаки подвозили защитникам продовольствие, боеприпасы, увозили раненых и убитых. С рубежа обороны батарея ушла 2 ноября, предварительно взорвав орудия. Немцы в это время были уже в Крыму.
Рассказ очевидца
Знаю о тех героических днях не только из книг. Слышал от очевидца Ивана Степановича Макарова, единственного оставшегося в живых защитника Арабатской стрелки. Он после войны построил в Мелитополе и Акимовке элеваторы. И каждый раз, встречаясь с ним, я что-то узнавал о незабываемых боях. Он охотно делился воспоминаниями.
- На защиту Арабатской стрелки Черноморский флот отобрал старослужащих моряков-артиллеристов. Недалеко от с. Генгорка были установлены четыре морских орудия с обслугой в 22 человека. Нас обстреливали из минометов. Прямым попаданием мины было разбито наше орудие. Погибли два матроса. И мы первый раз собственными глазами увидели смерть…
Сейчас Ивану Степановичу 92 года, он тяжело болен, передвигается на коляске. Но полон энергии, по-прежнему с удовольствием рассказывает о тех героических днях. Даже о защите Арабатской стрелки написал воспоминания. Однако из-за финансовых затруднений было издано всего 10 экземпляров книги.
Боеприпасы подвозила девушка
Хотел было поставить точку. Но вспомнил рассказ о девушке - «шоферке». Она на своей полуторке под огнем противника возила на Арабатскую стрелку боеприпасы, подвозила солдат прямо на огневые позиции.
Писал о смелой девушке и К. Симонов : «Однажды Паша Анощенко везла на передовую прицепленный к машине миномет. Немцы засекли ее и начали обстрел. Мины рвались совсем рядом, но Паша продолжала вести автомобиль. А когда взорвавшаяся в опасной близости мина повредила автомобиль (к счастью, незначительно), отремонтировала и поехала дальше».
В дальнейшем она попала в окружение, жила на оккупированной территории.. После освобождения Крыма работала в Марфовке шофером до 1947 года. А затем со своей семьей переехала на Арабатскую стрелку, работала в колхозе.
Как сложилась ее дальнейшая судьба, неизвестно. Знаю лишь, что Прасковья Николаевна Колпунова (по мужу) вырастила семерых детей. Было бы замечательно, если бы следопыты Геническа заполнили белые пятна в биографии этой героической женщины.
Была среди защитников Арабатской стрелки и медсестра из Мелитополя Валентина Веретенник. Вот бы ее найти… Жаль, что об этих людях мы обычно вспоминаем лишь в дни празднования Дня Победы. Считаю, что о них нельзя забывать никогда!