Фамилии на обелиске
Внук искал могилу деда
- Мы решили выяснить, сколько воинов погибло в боях за эти села. И стали считать количество фамилий, высеченных на плитах братских могил. Мы столкнулись с тем, что количество погибших, указанных в документах, и количество фамилий на памятниках часто не совпадают. Из этого мы сделали вывод, что в списках есть определенный беспорядок, - говорит Игорь Коваленко.
В феврале 2011 года он разыскивал в сети Интернет сведения о погибших при освобождении сел Мелитопольского района. И натолкнулся на просьбу жителя Мариуполя Николая Авджи, который вел поиск места захоронения своего деда, Георгия Ивановича Дагли, погибшего в 1943 году под Мелитополем. Николай Авджи сообщал, что название села армейский писарь в одном случае написал «Иргани», в другом - «Иоганесруль», в третьем - «Иогансеруль». Понятно, что человеку неместному трудно было разобраться в наших названиях, да еще и довоенных.
- По сети Интернет мы проверили списки погибших и в графе «Где похоронен» значилось, что Дагли похоронен «В братской могиле около лесопосадки ж. дор., идущей из Мелитополя, в 1 км от с. Иргани». В этих названиях можно было угадать Иоганнесруэ, ныне с. Долинское Мелитопольского района. Оставалось найти на мемориальных плитах фамилию Дагли и сообщить об этом Николаю, - говорит Игорь Коваленко. Но каково же было удивление кружковцев, когда среди фамилий, нанесенных на плиты братской могилы в с. Долинское, Дагли Георгия Ивановича не оказалось!
Секретные списки
- По первичному «Списку безвозвратных потерь» я нашел всего несколько фамилий, которые есть на памятнике. По логике, все павшие под Долинским солдаты должны лежать в одной могиле, но почему-то на плитах мемориала указаны не все фамилии. Дело в том, что после освобождения с. Долинское фронт ушел и вместе со штабами были увезены списки захороненных, потому как были они секретными. Облагораживали же кладбища уже после войны - в 1946 году на всех могилах поставили деревянные обелиски (это отражено во всех паспортах). В 60-х годах их стали менять на более прочные бетонные стелы, попутно устанавливая новые плиты с перечнем фамилий погибших. Тогда-то, наверное, и произошла неразбериха со списками.
Справедливость восстановлена
Поисковики продолжали работу. Помог председатель совета ветеранов Мелитопольского района Леонид Коваленко - от имени своей организации отправил запрос в Центральный архив Минобороны России. В ответе из архива говорится, что место захоронения бойцов - хутор Долинский Мелитопольского района. Есть в списке и Дагли. С этим документом Игорь Коваленко пошел к военкому Радиславу Виноградову. Он принял его к сведению, и сказал, что на основании этого документа фамилии погибших должны быть добавлены в перечень на мемориале...
1 июня Игорь Коваленко пришел в редакцию «Надежды» и сообщил, что имя Георгия Ивановича Дагли и еще шестерых погибших воинов добавлены в список похороненных в братской могиле, о чем он обязательно сообщит жителю Мариуполя Николаю Авджи.