Судьба инвалида
Год назад вступила в силу инструкция по установлению инвалидности. Она существовала и раньше, но вызывала недовольство со стороны больных. Например, людям после ампутации приходилось каждый год проходить медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) и подтверждать свою категорию. Теперь в подобных случаях инвалидность будет даваться пожизненно.
Однако и сегодня для оформления и подтверждения инвалидности многим приходится проходить через врачебные комиссии. Это одна из самых сложных процедур, которые нужно выдержать для получения государственной помощи и льгот. Ведь помимо огромного количества справок, иногда для того, чтобы тебя признали инвалидом, необходимо собрать еще и круглую сумму. Так, телеканал «Интер» рассказал об одной женщине, у которой в Днепропетровске деньги напрямую не вымогали, но, по ее словам, делали все, чтобы она сама предложила мзду.
Татьяна - инвалид с детства, ДЦП, потом была операция. А затем - долгие три года выспрашивания категории. Она откровенно рассказала: «На МСЭКах кричали: иди работай, чего ты сюда приходишь, пишешь жалуешься, нечего сюда ходить». Шесть комиссий, и только после обращения в Киев ей дали третью группу на год, хотя, по ее словам, положена вторая - пожизненная.
Не секрет, для того, чтобы тебя признали инвалидом, иногда необходимо выложить круглую сумму. Так, однажды работа экспертной комиссии во Львове была прервана ударом ноги сотрудника УБОПа. Вернее, прерван был процесс пересчета денег. Врачи держали в руках заранее меченые купюры. В среднем за день приема пять членов комиссии зарабатывали до двадцати тысяч гривен. Каждый, кто заходил, за год продления срока инвалидности, обязан был дать 1500 грн. За два года - 3000 грн., за три - 4500 грн. А чтобы инвалидность установили пожизненно - 8000 грн. Только по этому делу около 20 инвалидов признали себя пострадавшими. Но их, по словам милиции, намного больше. Просто большинство больных предпочитают не говорить вслух о коррупции во врачебных комиссиях. Ведь завтра снова придется идти туда на очередное подтверждение категории.
Не лучше обстоят дела и в бытовом плане. Так, с учетом потребностей инвалидов на территории области обустроены менее половины всех объектов общественного и гражданского назначения. А на пригородных автобусных маршрутах работает всего 30 транспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов. Это, как говорится, капля в море.
Невероятно трудно, а порой и унизительно, быть инвалидом в обществе, которое уделяет так мало внимания людям с особыми потребностями. Судьбе инвалида у нас не позавидуешь по многим причинам.