Возвращение к «Переправе»
Сегодня запорожцы, наверное, больше знакомы с работами Бориса Рапопорта, чем с самим скульптором. Памятники, которые он создавал, стали известны далеко за пределами Запорожья и даже Украины. Монумент солдату с запорожской «Переправы» давно стал знаменитым на весь мир. В Москве в 90-е годы выпустили книгу «В бронзе и камне воспетые». Там - все «военные» памятники России за последние 300 лет, начиная от Петра I. А на обложке - наш Солдат у переправы.
Борис Израилевич 16 лет назад переехал в немецкий город Аугсбург, однако родное Запорожье не забывает, наведывается сюда один - два раза в год. «Обычно, приезжая в Запорожье, посещаю свои памятники. Они как дети, которых оторвали от сердца», - рассказал Борис Израилевич, когда мы с ним созвонились в Skype (программа, благодаря которой можно общаться в интернете, при этом видя друг друга. - Е. Кизим.).
- А как вы переехали в Германию? – интересуюсь у скульптора.
- Пенсия в 90-м году была просто нищенская - всего 120 рублей. Хотя перед пенсией я зарабатывал около четырех тысяч в месяц. Моя жена, как врач, получала 120 рублей в месяц. Потом начался обвал советской валюты. Цены поднимались, а пенсия оставалась прежней. За аренду мастерской тоже нужно было платить больше, чем раньше. У нас тогда была хата в Куприяновке и там же участок земли. Мы с женой сажали картошку, овощи, и этим питались. Творчеством некогда было заниматься. А я художник, не могу без этого. Я узнал, что многие уезжают в Германию, и тоже подал запрос в посольство.
- И долго пришлось ждать? - поинтересовалась я.
- Ждали приглашения четыре года, и в 1994 году получили его. В течение года после получения приглашения необходимо было выехать, но я не успевал закончить работу над памятником «Жертвам фашизма», в глине. Но неожиданно, без моей просьбы, как чудо, я получил из Германии продление выезда еще на год, и я успел закончить работу над памятником. В течение двух лет я работал над памятником «Жертвам фашизма» в глине, бесплатно. Деньги, обещанные украинскими властями, не выделялись. Мы продали хату с участком земли в селе Куприяновка. На деньги, полученные от продажи, мне формовщики отформовали работу «Жертвам фашизма». И я смог уехать в конце 1996 года в Германию. А 22 июня 2002 года состоялось торжественное открытие памятника.
В Германии Борис Израилевич продолжает творчески работать, получая пособие. Украина пенсию не платит, несмотря на пятидесятилетний стаж работы. Интересно, что немецкого языка Борис Израилевич до переезда почти не знал - выучил его уже на месте. Его жена, Полина Генриховна, посещала курсы, а он сопровождал ее, был, так сказать, вольным слушателем.
Совместно с немецкими художниками, в мастерской Борис Израилевич продолжает творчески работать, участвует в Международных конкурсах, например в австрийском Зальцбурге. Конкурс на памятник «Антифашизму», участвовало 280 человек из разных стран, от Украины участвовал он один, как гражданин Украины. Продолжает работать над моделями других памятников, пишет маслом, акварелью. Два раза в месяц, совместно с другими немецкими художниками, рисует обнаженную натуру.
- Одна из моих лучших работ маслом - автопортрет на зеркале - «Диалог». Я изобразил на нем себя в фас и в профиль, я как бы сам себе задаю вопрос, что есть истина, для чего мы созданы, - пояснил художник.
В 2011 - 2012 годах Борис Рапопорт участвовал на выставке в Мюнхене, в центральном выставочном зале союза художников Германии, где представил сделанные из искусственного камня бюсты поэтов, классиков русской и немецкой литературы - А.С. Пушкина и В. Гете.