Подвиги командира «музыкальной эскадрильи»
Встречали как героя
Мой отец родился в 1919 г. После окончания Качинского летного училища был отправлен на Финский фронт. К началу Великой Отечественной войны он был уже опытным летчиком-истребителем, а в последствии - командиром эскадрильи. Он мало рассказывал о себе. Я задумалась о папиной известности, когда мы летом 1975 г. поехали в Москву на встречу ветеранов авиаполка. Дома у папиного друга Константина Еремина мы встретили Зенона Лобача с женой. Позже я узнала, что он и есть соавтор книги, в которой написано об отце.
На следующий день мы пошли на встречу в кафе. Меня поразило, как много людей знали папу! Когда мы вошли в банкетный зал, ведущий объявил: «Встречайте! Дочь героя, капитана Василия Николаевича Бородаевского - Татьяна!» Аплодировали стоя.
После встречи в кафе Зенон Лобач подарил мне книгу, подписав ее. Извинился, что книга на польском языке. Вот она-то и есть моя семейная реликвия.
Однажды в книжном магазине авиагородка в Мелитополе я обратила внимание на знакомое название книги «Шашечки и звезды» авторов З. Лобача и А. Монастырского - это был перевод польского издания на русский. Купила все книги и принесла их на завод в отдел, где тогда работала, рассказала историю этой книги, и все экземпляры были тут же раскуплены.
В небе - ас Бородаевский
За освобождение Польши отец получил польский серебряный крест, который давал право на «маеток» в этой стране. Но он вернулся на Родину. Тогда, в 1957 году его боевые товарищи много рассказывали о себе и об отце. Имя отца вселяло страх фашистам. На немецком слышалось: «Ас Бородаевский в небе!», и вражеские самолеты бросались врассыпную. Но однажды самолет отца сбили. На парашюте он спустился в лес, зацепился за ветки деревьев. Когда освободился от лямок и спрыгнул на землю, то порвал связки на правой ноге. Три недели бродил по лесу, ел ягоды, спал под открытым небом, прятался от фашистов. Когда набрел на одинокий домик, то силы его покинули… Он часто вспоминал, каким вкусным для него оказался домашний суп!
К своим на немецком самолете
Бабушка получила сообщение, что он пропал без вести. Но отец вернулся в полк… Друзья отца рассказывали, что на оккупированной территории он прятался в стогу сена. Хозяйка, которая его приютила, работала на кухне - кормила немецких солдат. Она дала отцу женскую одежду, чтобы фашисты его не обнаружили - это, якобы, посудомойка. Однажды хозяйка сказала отцу, что поблизости стоят немецкие самолеты. Выждав момент, когда один из самолетов приземлился, отец пробрался на аэродром, сел в кабину и взлетел.
На нашем аэродроме увидели, что немецкий самолет начал приветственно покачивать крыльями. С земли разглядели, что ним управляет «какая-то фрау в шляпе». А когда самолет сел, и отец сбросил шляпу, его сразу узнали. О возвращении отца на немецком самолете писали в газете.
«Концертная» эскадрилья
После войны отец работал начальником метеостанции в Мелитополе до 1962 г., затем - в стройуправлении. К нему приезжали фронтовые друзья, он ездил в Москву на встречи боевых друзей. Среди них были известные асы Покрышкин, Гризодубова.
Когда отец посмотрел фильм «В бой идут одни старики», то сразу сказал, что несколько эпизодов явно «срисованы» с него. Он говорил: «Вот жулики! По моим полетам фильм поставили!»
Отец был очень веселым, прекрасно играл на гитаре. И с однополчанами они создали свой оркестр. В селах, где базировался их полк, они всегда выступали с концертами - играли, пели, декламировали. Так что у него, как в фильме, была своя «концертная» эскадрилья.
Отца уже давно нет, но я, мои дочь и внуки знают и помнят о его подвигах во Второй мировой войне.