Принцип наглядности обучения остаётся в силе

Переглядів: 237

Процесс обучения в современной школе достаточно сильно изменился по сравнению с тем, каким он был лет сто назад. В течение этого времени появилось большое количество новых программ, методов, средств и приёмов обучения. Педагогические технологии не стоят на месте, и учителю нужно быть достаточно внимательным и разносторонним человеком, чтобы уследить за всеми новыми веяниями в методике.

К сожалению, учитель не всегда может реализовать некоторые новшества, как бы ему этого не хотелось. Причина проста – у школы не всегда есть возможность приобрести новое учебное оборудование, соответствующее современным стандартам. Хотя, конечно, существуют неплохие государственные программы, обеспечивающие школы компьютерами, но ведь кроме компьютеров необходимы различные проекторы, специальные доски, чтобы сделать обучение более наглядным. Тем более, на сегодняшний день в магазинах можно увидеть самые разные наглядные пособия на любой вкус – на любые темы, любых цветов и форматов. Те же магнитные доски являются намного более удобными, чем обычные.

Безусловно, дидактические принципы обучения, выработанные К.Д.Ушинским, остаются основополагающими, и новые приёмы и способы формируются на их основе. По словам великого педагога, видимое нужно дать ребёнку видеть, слышимое – слышать, осязаемое – осязать; то есть в процессе обучения нужно максимально использовать все органы чувств. В самом деле, соблюдение принципа наглядности является обязательным условием каждого урока (по крайней мере, так должно быть. Каждый предмет допускает использование этого принципа). Обычно школьное оборудование соответствует требованиям этого принципа, в каждой школе имеются различные таблицы, схемы, муляжи, рисунки – это зависит от специфики предмета, например, на алгебре будет использоваться меньше пособий, чем, к примеру, на биологии. Дети любят, когда учитель применяет различные наглядные пособия, ведь это значительно повышает интерес к предмету.

Классно-урочная система проведения уроков, состоятельность которой в 17 веке доказал Я.А.Коменский, по-прежнему остаётся актуальной. Хотя в некоторых школах появляются и другие формы, когда, например, дети разных возрастов изучают определённую интересующую их тему в течение какого-то времени (до нескольких часов), либо делают творческий проект. Также преподаватель может организовать игру, в процессе которой дети и получат новые знания. Понятно, что для этого придётся потратить значительное количество времени, но заинтересованность детей и качественный результат (ведь в процессе игры знания усваиваются гораздо лучше) стоят того.