ТЕПЛОСЕТЬ:
об отопительном сезоне и не только…
В канун очередного отопительного сезона мы попросили рассказать о ситуации в ООО «Мелитопольские тепловые сети» его директора
Алексея Козлова.

Он возглавил предприятие в прошлом году при весьма драматических обстоятельствах, но не драматизировал ситуацию тогда, не драматизирует и сейчас. Производственник и экономист, он видит, как эти две составляющие определяют сегодняшний и завтрашний день градообразующего предприятия.
директор ООО "Мелитопольские тепловые сети" Алексей Козлов

Я практически год отработал на должности директора. «Теплосеть» - предприятие непростое, бизнес этот, пожалуй, один из самых зарегулированных и проблемных в Украине. В нем нет рыночных отношений как со стороны поставок энергоносителей, так и со стороны потребителей. Проблемы есть и в сфере ценообразования. К этому добавим необходимость оформлять очень много разрешительных документов, связанных с опасностью работы (газ, оборудование под давлением и т. д.). При этом у «Теплосети» есть большой плюс - она, по сути, является монополистом.

Мы смотрим вперед с оптимизмом, пускай и осторожным. Завершая подготовку к отопительному сезону, мы думаем о более серьезных и перспективных темах.
1
Как мы работаем с долгами - своими и чужими
У предприятия - огромные долги, были аресты счетов, но нам удалось войти в нормальный диалог с кредиторами: где-то договориться о реструктуризации, где-то дать гарантии. Делалось все, чтобы не допустить новых арестов, чтобы была возможность вести нормальную работу, закупать оборудование и подготовиться к отопительному сезону. Ведь аресты не идут никому на пользу - ни им, ни нам. Имея свободный расчетный счет, мы можем проводить мероприятия по модернизации, а это экономический эффект, который преобразуется в снижение задолженности по зарплате, газу, электроэнергии, налогам. Это пока удается, спасибо нашим партнерам за понимание. Но долги, увы, остаются значительные.

О долгах - детальнее. Нынешние тарифы для значительной части населения неподъемны. В зимний период плата за тепло сопоставима со средней пенсией. Около 60 проц. абонентов имеют субсидии, но задолженность населения перед «Теплосетью» выросла за год на 50-60 проц. и достигает 13,2 млн. грн. Полтора миллиона нам должны хозрасчетные предприятия и еще 2,7 млн. - госбюджет. По льготам и субсидиям нам должны 4 млн. грн. Мы активизировали работу с должниками: ведь есть те, кто может платить, но этого не делает. С ними стараемся работать - и деньги идут.

Мы отмечаем постоянный рост числа обладателей тепловых счетчиков среди наших абонентов. Это позволяет людям экономить, а нам - лучше контролировать расход энергии. Не обходится без попыток сжульничать - в основном это касается мелких магазинчиков: одни скрывают часть отапливаемой площади, другие пытаются подключиться через сторонние врезки. Мы создали комиссию, которая следит за недопущением подобного.
2
Как мы модернизируем производство
Оценивая нас с точки зрения технического уровня, следует констатировать: предприятие отстало от современных требований лет на 30-40. В лучшую сторону отличается район Нового Мелитополя, но тут, как говорится, несчастье помогло: обрушилась труба старой котельной - и пришлось ставить две новые (одна из них, к сожалению, запущена гораздо позже). В производстве мы работаем в двух направлениях: инвестиционная программа и запуск простаивавшего оборудования.

Проанализировав имеющийся опыт, детали и убытки по каждой котельной, мы выделили основную проблематику предприятия. В первую очередь - перерасход электроэнергии: вместо 30 кВт/1000Гкал было более 50 киловатт. Причина - устаревшее оборудование насосных станций. Это направление было сразу отработано, мы поставили его в план работы. И в этом сезоне мы планируем заменить насосное оборудование практически на 90 процентов, средства есть, в том числе от инвестиционной программы, которую принял горсовет весной. Эти 5,3 миллиона мы распределили на наиболее важные и быстроокупаемые проекты, экономический эффект за сезон планируем на уровне 5,7 млн.

В прошлые годы сложилась еще одна проблема: закупаемое оборудование долгое время не вводилось в эксплуатацию или не использовалось вовсе. К примеру, котельную в 49-м детсаду смонтировали три года назад, но не запустили, ввод в эксплуатацию стоил нам всего несколько тысяч гривен. Аналогичная ситуация с котельной на ул. Февральской, простаивавшей три года; здесь вложения в запуск были до 15 тыс. грн. Все это вернется менее чем за сезон.

Запуск еще одной котельной позволил уравнять давление, улучшить качество услуг теплоснабжения на Новом Мелитополе и снизить потребление ресурсов. Если по городу показатели 40 кВт и 157 тонн условного топлива на производство 1000 Гкал тепла, то на Новом Мелитополе - около 20 кВт и 140 тонн. Еще один долгострой был на ул. Гвардейской: котел простаивал 10 лет, мы его запустили в прошлом сезоне.
С начала 2000-х не запускали котел на ул. Героев Сталинграда: он был смонтирован, но не хватало части оборудования. На его запуск требуется около 800 тыс. грн., мы включили это в инвестпрограмму, закупаем оборудование и планируем запускать его в этом сезоне.

Только от перечисленных мероприятий планируем получить три миллиона прибыли за сезон, потратив при этом менее 1 миллиона на ввод их в строй.

Сейчас переоборудуем насосную станцию котельной в пер. Дачный, оборудование для которой пролежало лет 10. Для ее запуска потребуется три-четыре миллиона, которые нам еще предстоит изыскать.
3
Как мы экономим
Об оптимизации расходов. Юридические услуги при собственном юротделе раньше обходились в 350 тыс. грн., в этом году - примерно в 10 тыс. Снизили расходы и на страховку: ранее - 750 тыс. грн. в год, теперь - около 20 тыс.

Мы ввели жесткий ежедневный мониторинг потребления газа, электроэнергии и воды. Начали учиться объяснять самим себе, почему на предприятии уходит чего-то больше. Это позволяет оперативно реагировать на проблемы и устранять их.

Жесткий контроль позволил существенно снизить расходы в сравнении с отопительным сезоном 2015-2016 годов: газа - со 158 тонн условного топлива на Гкал до 156,6 (1,6 млн. грн. за сезон), электроэнергии - с 47,9 кВт/Гкал до 40 (2,4 млн.), воды - с 54 тыс. м куб. до 46 тыс. куб. м. Следует отметить, что вся гидросистема отопления города вмещает около 8-9 тысяч кубометров, так что уровень потерь все равно колоссальный, что увеличивает потребление газа, воды и прочего.

Все эти мероприятия должны позволить нам выйти на прибыльный уровень. Тогда мы сможем работать с кредиторами, инвесторами.
4
Мы - это коллектив
Я радуюсь, когда вижу, что у людей глаза горят, и таких у нас немало.

Многое зависит от «топов». Главный инженер Юрий Булат обеспечивает текущую работу. Заместитель директора Валентина Киндзерская - человек с огромным опытом, при этом легко воспринимает все новое и с удовольствием проводит финансовые расчеты целесообразности внедрения новинок на предприятии. Евгений Станков имеет свой опыт чиновника и работает с глобальными структурами вроде НАК «Нефтегаз», НКРЭКУ, Минрегионом, найти там понимание и поддержку непросто. Зам главного инженера Константин Гергец и начальник котельной «Южная» Михаил Капустин работают над строительством и модернизацией этого объекта. Начальники районов Сергей Андрющенко, Константин Першин - это ответственные люди, на которых огромная ответственность. Сбыт курирует Наталья Гончарова, она воодушевляет работников сбыта и контролеров на общение с должниками - и им удается убеждать людей выстраивать партнерские отношения, в том числе и оплачивать счета (абонентов у нас 32 тысячи).

Отдельная категория - сварщики и слесари. Им приходится работать в жару и в стужу, их не хватает - но 62 километра сетей с задвижками, компенсаторами, каналами и 13 котельных нужно поддерживать в рабочем состоянии.
За этот год мы собрали транспортный парк из ничего. Купили кран и легковую машину, мэрия шла навстречу при аренде и передаче имущества, но передают его в не лучшем состоянии. Мы смогли отремонтировать и довести до работоспособности все. Слесари транспортного цеха вытворяют там чудеса.

В начале отопительного сезона мы набираем людей, уволенных на лето (около ста). Спасибо тем, кто приспособился к такому образу жизни и всегда возвращается к нам, за понимание того, что пока другого выхода у нас просто нет.

5
Что мы планируем
БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ:

  • умеренная децентрализация теплоснабжения,
  • обновление котельного оборудования,
  • ремонт сетей и дальнейшая работа с потребителями в плане установки тепловых счетчиков, индивидуальных тепловых пунктов и общего утепления домов.
Умеренная децентрализация - это строительство новых котельных, что позволит снизить расстояние между ними и потребителем, как следствие - потери тепла и расхода электроэнергии на работу насосов.

Сети городу рано или поздно придется менять, для чего нужны немалые инвестиции: стоимость только материалов на замену километра труб усредненного диаметра (200 мм) - 2,5 миллиона, а длина теплосетей - 62 километра.

Утепление домов позволяет снизить суммы в платежке вдвое. Уже сейчас действуют государственные программы для ОСМД, компенсирующие от 40 до 70 процентов стоимости проектов утепления. В некоторых регионах есть областные и местные программы компенсации. Нужно понимать, что частичное утепление не самое хорошее решение, потому что из-за перепада температур в стенах могут появиться трещины. Нужно полное утепление зданий. Мы пытаемся продвигать программы местного бюджета не только по компенсации процентов, а и сделать три-четыре демонстрационных проекта по полному утеплению или хотя бы установке индивидуального теплового пункта, чтобы показать людям все выгоды.

Индивидуальный тепловой пункт - это насос, теплообменник, автоматика и система клапанов по стоякам, что позволяет равномерно распределять тепло по стоякам и в зависимости от внешней температуры. В условиях разбалансированной системы отопления многоквартирных домов, усугубленной индивидуальным отоплением, теплыми полами, отапливаемыми лоджиями, система
регулирует потребление тепла в зависимости от температуры окружающей среды. Их использование позволяет снизить суммы в платежках на 15 процентов.

В последнее время получает распространение забор вторичного тепла от промышленных предприятий. Нам предлагали проект мусороперерабатывающего завода с циклом сортировки и сжигания мусора и забором вторичного тепла от сжигания.

Для того чтобы реализовывать эти технические мероприятия, нам нужно сделать так, чтобы теплосеть была как минимум интересной. Поэтому моя основная цель - сделать предприятие хотя бы условно прибыльным. Реализовав все намеченные планы, уже в этом сезоне мы выйдем на прибыльность, и можно будет говорить о реорганизации предприятия, которое сможет брать долгосрочные кредиты (до 30 лет).

Большая проблема - задолженность перед НАК «Нефтегаз» (72 млн. грн.), отчасти она образовалась, так как в свое время были списаны 32 млн. грн. пеней и штрафов. Из-за этого, даже когда предприятие выходило на прибыль, она «съедалась». Часть пеней и штрафов мы списали - это 11 млн. грн., работаем дальше в этом направлении.

Бюджетный запрос у нас на следующий год достаточно обширный. Мы должны показать депутатам все возможности нашего предприятия, чтобы они были заинтересованы в выделении нам средств.
Сейчас главное - не терять темп и работать, откинув все сторонние мысли. Еще хотелось, чтобы не меняли «правила игры» на ходу, как у нас любят делать.
Made on
Tilda