Мелитопольский зодчий
Переглядів: 3215
2 серпня 2015 21:00
Известного архитектора Александра Наумовича Агеенко жители Мелитопольщины могут по праву считать своим, ведь самые плодотворные годы его творчества с 1882 по 1894 пришлись на Мелитополь, его уезд и вообще Таврическую губернию. В своем творчестве Агеенко руководствовался принципом историзма и использовал стилизованные формы средневекового зодчества (готики и Московии XVI - XVII века) и Ренессанса. По дореволюционному правописанию его фамилия писалась с двумя «г» - Аггеенко.
Подмастерье гения
Агеенко родился в 1853 г., место рождения неизвестно. Родители будущего архитектора наверняка были обеспеченными людьми, поскольку Александр получил очень хорошее домашнее образование и в 1872 г., после успешной сдачи экзаменов, поступил в знаменитое в те годы Строительное училище (с 1882 г. Институт гражданских инженеров). В училище преподавали замечательные архитекторы и художники, директором был специалист с европейским именем профессор архитектуры Р.Б. Бернгард. География градостроительной деятельности питомцев училища обширна. Они оставили творческий след в архитектуре многих городов бывшей империи.
Александр окончил курс в 1876 г. в звании архитекторского помощника и на раннем этапе карьеры ему повезло поработать под руководством мастера с большой буквы - известного всем по школьному курсу архитектора М. Ф. Казакова. Тот строил новую центральную пересылочную тюрьму в Москве, близ Бутырской заставы (помните песню группы «Бутырка» про Бутырскую тюрьму?), а Агеенко состоял при нем помощником производителя работ.
Самостоятельную деятельность Агеенко начал с 1879 года, занимая последовательно должности архитектора службы ремонта путей и зданий в обществе Ряжско-Вяземской железной дороги (1879 г.) и младшего архитектора Тамбовского губернского правления (1880-1881). Будучи в Тамбове, Александр познакомился с очень известным на то время меценатом и благотворителем обер-камергером Э.Д. Нарышкиным. Тот заказал молодому архитектору проект общежития для 40 воспитанников реального училища и Тамбовской гимназии. Постройка двухэтажного здания обошлась Нарышкину в 50000 руб. В настоящее время в здании располагается один из факультетов ТГТУ.
Из Крыма - В Мелитополь
В 1882 г. Агеенко перебрался в Симферополь и занял должность младшего архитектора в Таврическом губернском правлении (1882-1888 гг.). Через шесть лет перевелся с повышением на должность мелитопольского городского архитектора (1888-1889 гг.).
На протяжении двух лет жизни и работы в Мелитополе он принимал участие в проектировании многих церквей, усадебных особняков, зданий образовательных учреждений. И если не проектировал, то тем или иным образом контролировал строительство. Например, еврейской больницы по ул. Чернышевского.
В эти годы город и окрестные села переживали период бурного развития, превратившись в одну большую стройку, архитекторам работы хватало. В это же время начались работы по созданию инфраструктуры города, в частности, строительство водопровода. К сожалению, это благое дело поставило крест на карьере Агеенко в нашем городе.
Н.В. Крылов пишет, что «…в 1889 г. Соколовский, Короп, Аджемов подали прошение об отводе воды из артезианского колодца. Первоначально, под руководством мелитопольского архитектора А.Н. Агеенко, на скважине был устроен водоотвод, представляющий собой резервуар для воды с водоотводной трубой. Строительство водоотвода и общее состояние водопроводного дела в городе вызвало острую критику деятельности Агеенко и его уход с должности». Тем не менее, бывший архитектор оставил городу свой проект строительства водопровода. Правда, источники умалчивают, был ли он реализован на практике.
Дворцов и храмов созидатель
В августе 1890 года А. Агеенко вышел в отставку и занялся частной практи-кой, главным образом постройкой церквей в районе Таврической губернии и окончательной отделкой замка генерала Попова в имении его Васильево.
Строительство отдельных сооружений замка началось задолго до Агеенко, ещё в 1864 году, но он внес решающий вклад в завершение этого своеобразного «долгостроя» с 1889 по 1894 гг. Именно Александр Наумович был автором проекта центрального здания комплекса - дворца (замка), и возглавил строительные работы на нем. Строительство комплекса обошлось нескольким поколениям Поповых в баснословную даже по нынешним временам сумму 1,5 млн. золотых рублей.
Как уже говорилось, Александр Наумович принимал активное участие в строительстве и проектировании церквей. Одна из них дожила до наших дней. Это - храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в Мелитополе.
В исторической записке «К 25-летию Мелитопольского Реального училища» П. Иванов сообщает, что по предложению директора училища К.О. Милошевича местный архитектор А.Н. Агеенко составил проект домовой церкви на 400 человек на дворе данного учебного заведения. 26 мая был избран комитет по постройке церкви, в который вошел и Агеенко. В этот же день после Божественной литургии произвели закладку храма, а на следующий день приступили к работе. К концу следующего года церковь была готова, и 31 октября 1892 г . освящена. Постройка здания обошлась 8134 руб. 59 коп. Подчеркивалось, что А.Н. Агеенко все время безвозмездно наблюдал за строительством.
К сожалению, нам мало что известно о первоначальном замысле автора. Возможно что, как и сейчас, это был так называемый нефный храм прямо-угольной формы с закругленным выступом (апсидой), где располагался алтарь. Храм был таким же однокупольным, но, по словам священника о. Валерия (Колесника), с меньшим куполом. Арочные оконные проёмы обрамлены декоративными кокошниками. Входы сохранились: центральный - с западной стороны и ещё один - с бокового нефа. В 1954 г. с северной стороны была пристроена сторожка, которая исказила первоначальный силуэт здания. Информации, касающейся внутреннего оформления и уст-ройства, нет.
Церковь непрерывно функционировала более полувека до конца 1940-х го-дов. Во время войны сгорела кровля, но остались в целости стены. Во второй половине ХХ века здание использовал пединститут, а затем трикотажная фабрика. Сохранившееся строение начали реконструировать в 2004 году. На восстановление храма ушло около 1 миллиона гривен. Окончательно возродилась церковь 4 января 2006 г.
Ещё одну церковь Агеенко построил в селе в с. Кизияр Мелитопольского уезда, но по готовому проекту какого-то другого архитектора. По информации о. Олега (Ковалёва), церковь была построена в 1891 г. Церковь была расположена недалеко от того места, где стоит современный Свято-Троицкий храм - на углу ул. Ломоносова и пер. Гризодубовой. Ни одного ее изображения не сохранилось. Старожилы вспоминают, что это был небольшой храм со звонницей из пяти колоколов и высокими витражными окнами. Его стены украшали монументальные росписи, выполненные с большим мастерством. Разрушили храм в 1960 году, все иконы были изъяты и уничтожены.
Не сохранилось и старых фотографий других церквей, построенных по проектам Агеенко в селах Гюневка, Владимировка, Юзкуй (1890), Ивановка (1893) Мелитопольского уезда, да и сами церкви, по всей видимости, уже не существуют.
Отметился Агеенко и в Бердянском уезде. На его счету строительство церквей в нескольких селах, а также колокольня и расширение Покровской церкви в Бердянске. Он же построил колокольню для каменного храма Святой Троицы в Ногайске. В 1936 году храм был частично разрушен (утрачена именно колокольня).
В Крыму Агеенко построил церковь в с. Аутка близ Ялты, а в Феодосийском уезде расширил церковь в с. Марфовка и руководил строительством церкви в с. Белозерская (по предоставленному проекту).
Всего, за период с 1880 по 1894 гг. архитектор Агеенко А.Н. принял участие в проектировании и сооружении 15 построек, в основном в Таврической губернии. После 1894 г. Агеенко переехал жить в Москву.
Московский период
В Москве Агеенко построил здание детского приюта по ул. Спиридоновка (не сохранилось), некоторые другие жилые объекты, и плодотворно со-трудничал с маститыми московскими мастерами.
В 1908 году Агеенко работал помощником у архитектора И. В. Жолтовского на строительстве особняка, заказанного купцом Г. А. Тарасовым. Жолтовский, видный представитель московского ретроспективизма, разработал проект в стилистике итальянского Ренессанса, взяв за образец дворец Тиена в Виченце. Пропорции сняты с дворца Дожей в Венеции; потолки расписаны Нивинским и Лансере. Люстры, бра были частью приобретены у антикваров, частью выполнены по рисункам художников. Дверной портал с мраморными наличниками инкрустирован гранитом и яшмой.
Работы по практической реализации проекта лежали на Агеенко. Исследователи называют этот известный всей Москве особняк «одним из самых загадочных произведений арх. И.В. Жолтовского». Даже привыкшим к «олигархическим» излишествам московским городским властям дом показался слишком роскошным, и после смерти купца они выставили сыновьям огромный счет на наследство. После революции дом был национализирован, и до 1937 г. его занимал Верховный суд СССР, потом посольство Германии и Польши, сейчас Институт Африки.
В 1909-10 гг. Агеенко строил доходный дом князя Щербатова по проету А. И. Таманова (Новинский бульвар, 11).
Умер А. Н. Агеенко после 1912 года, предположительно в Москве. Безжалостное время практически не оставило нам возможности любоваться плодами его творчества. Хотя некоторые жилые здания и учебные заведения в исторической части Мелитополя вполне могли быть построены по замыслу нашего архитектора, но по каким-то причинам не попали в список реализованных проектов Агеенко, и авторство их для нас остается загадкой.
Александр ЧУХРАЕНКО, Мелитопольский краеведческий музей
Подмастерье гения
Агеенко родился в 1853 г., место рождения неизвестно. Родители будущего архитектора наверняка были обеспеченными людьми, поскольку Александр получил очень хорошее домашнее образование и в 1872 г., после успешной сдачи экзаменов, поступил в знаменитое в те годы Строительное училище (с 1882 г. Институт гражданских инженеров). В училище преподавали замечательные архитекторы и художники, директором был специалист с европейским именем профессор архитектуры Р.Б. Бернгард. География градостроительной деятельности питомцев училища обширна. Они оставили творческий след в архитектуре многих городов бывшей империи.
Александр окончил курс в 1876 г. в звании архитекторского помощника и на раннем этапе карьеры ему повезло поработать под руководством мастера с большой буквы - известного всем по школьному курсу архитектора М. Ф. Казакова. Тот строил новую центральную пересылочную тюрьму в Москве, близ Бутырской заставы (помните песню группы «Бутырка» про Бутырскую тюрьму?), а Агеенко состоял при нем помощником производителя работ.
Самостоятельную деятельность Агеенко начал с 1879 года, занимая последовательно должности архитектора службы ремонта путей и зданий в обществе Ряжско-Вяземской железной дороги (1879 г.) и младшего архитектора Тамбовского губернского правления (1880-1881). Будучи в Тамбове, Александр познакомился с очень известным на то время меценатом и благотворителем обер-камергером Э.Д. Нарышкиным. Тот заказал молодому архитектору проект общежития для 40 воспитанников реального училища и Тамбовской гимназии. Постройка двухэтажного здания обошлась Нарышкину в 50000 руб. В настоящее время в здании располагается один из факультетов ТГТУ.
Из Крыма - В Мелитополь
В 1882 г. Агеенко перебрался в Симферополь и занял должность младшего архитектора в Таврическом губернском правлении (1882-1888 гг.). Через шесть лет перевелся с повышением на должность мелитопольского городского архитектора (1888-1889 гг.).
На протяжении двух лет жизни и работы в Мелитополе он принимал участие в проектировании многих церквей, усадебных особняков, зданий образовательных учреждений. И если не проектировал, то тем или иным образом контролировал строительство. Например, еврейской больницы по ул. Чернышевского.
В эти годы город и окрестные села переживали период бурного развития, превратившись в одну большую стройку, архитекторам работы хватало. В это же время начались работы по созданию инфраструктуры города, в частности, строительство водопровода. К сожалению, это благое дело поставило крест на карьере Агеенко в нашем городе.
Н.В. Крылов пишет, что «…в 1889 г. Соколовский, Короп, Аджемов подали прошение об отводе воды из артезианского колодца. Первоначально, под руководством мелитопольского архитектора А.Н. Агеенко, на скважине был устроен водоотвод, представляющий собой резервуар для воды с водоотводной трубой. Строительство водоотвода и общее состояние водопроводного дела в городе вызвало острую критику деятельности Агеенко и его уход с должности». Тем не менее, бывший архитектор оставил городу свой проект строительства водопровода. Правда, источники умалчивают, был ли он реализован на практике.
Дворцов и храмов созидатель
В августе 1890 года А. Агеенко вышел в отставку и занялся частной практи-кой, главным образом постройкой церквей в районе Таврической губернии и окончательной отделкой замка генерала Попова в имении его Васильево.
Строительство отдельных сооружений замка началось задолго до Агеенко, ещё в 1864 году, но он внес решающий вклад в завершение этого своеобразного «долгостроя» с 1889 по 1894 гг. Именно Александр Наумович был автором проекта центрального здания комплекса - дворца (замка), и возглавил строительные работы на нем. Строительство комплекса обошлось нескольким поколениям Поповых в баснословную даже по нынешним временам сумму 1,5 млн. золотых рублей.
Как уже говорилось, Александр Наумович принимал активное участие в строительстве и проектировании церквей. Одна из них дожила до наших дней. Это - храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в Мелитополе.
В исторической записке «К 25-летию Мелитопольского Реального училища» П. Иванов сообщает, что по предложению директора училища К.О. Милошевича местный архитектор А.Н. Агеенко составил проект домовой церкви на 400 человек на дворе данного учебного заведения. 26 мая был избран комитет по постройке церкви, в который вошел и Агеенко. В этот же день после Божественной литургии произвели закладку храма, а на следующий день приступили к работе. К концу следующего года церковь была готова, и 31 октября 1892 г . освящена. Постройка здания обошлась 8134 руб. 59 коп. Подчеркивалось, что А.Н. Агеенко все время безвозмездно наблюдал за строительством.
К сожалению, нам мало что известно о первоначальном замысле автора. Возможно что, как и сейчас, это был так называемый нефный храм прямо-угольной формы с закругленным выступом (апсидой), где располагался алтарь. Храм был таким же однокупольным, но, по словам священника о. Валерия (Колесника), с меньшим куполом. Арочные оконные проёмы обрамлены декоративными кокошниками. Входы сохранились: центральный - с западной стороны и ещё один - с бокового нефа. В 1954 г. с северной стороны была пристроена сторожка, которая исказила первоначальный силуэт здания. Информации, касающейся внутреннего оформления и уст-ройства, нет.
Церковь непрерывно функционировала более полувека до конца 1940-х го-дов. Во время войны сгорела кровля, но остались в целости стены. Во второй половине ХХ века здание использовал пединститут, а затем трикотажная фабрика. Сохранившееся строение начали реконструировать в 2004 году. На восстановление храма ушло около 1 миллиона гривен. Окончательно возродилась церковь 4 января 2006 г.
Ещё одну церковь Агеенко построил в селе в с. Кизияр Мелитопольского уезда, но по готовому проекту какого-то другого архитектора. По информации о. Олега (Ковалёва), церковь была построена в 1891 г. Церковь была расположена недалеко от того места, где стоит современный Свято-Троицкий храм - на углу ул. Ломоносова и пер. Гризодубовой. Ни одного ее изображения не сохранилось. Старожилы вспоминают, что это был небольшой храм со звонницей из пяти колоколов и высокими витражными окнами. Его стены украшали монументальные росписи, выполненные с большим мастерством. Разрушили храм в 1960 году, все иконы были изъяты и уничтожены.
Не сохранилось и старых фотографий других церквей, построенных по проектам Агеенко в селах Гюневка, Владимировка, Юзкуй (1890), Ивановка (1893) Мелитопольского уезда, да и сами церкви, по всей видимости, уже не существуют.
Отметился Агеенко и в Бердянском уезде. На его счету строительство церквей в нескольких селах, а также колокольня и расширение Покровской церкви в Бердянске. Он же построил колокольню для каменного храма Святой Троицы в Ногайске. В 1936 году храм был частично разрушен (утрачена именно колокольня).
В Крыму Агеенко построил церковь в с. Аутка близ Ялты, а в Феодосийском уезде расширил церковь в с. Марфовка и руководил строительством церкви в с. Белозерская (по предоставленному проекту).
Всего, за период с 1880 по 1894 гг. архитектор Агеенко А.Н. принял участие в проектировании и сооружении 15 построек, в основном в Таврической губернии. После 1894 г. Агеенко переехал жить в Москву.
Московский период
В Москве Агеенко построил здание детского приюта по ул. Спиридоновка (не сохранилось), некоторые другие жилые объекты, и плодотворно со-трудничал с маститыми московскими мастерами.
В 1908 году Агеенко работал помощником у архитектора И. В. Жолтовского на строительстве особняка, заказанного купцом Г. А. Тарасовым. Жолтовский, видный представитель московского ретроспективизма, разработал проект в стилистике итальянского Ренессанса, взяв за образец дворец Тиена в Виченце. Пропорции сняты с дворца Дожей в Венеции; потолки расписаны Нивинским и Лансере. Люстры, бра были частью приобретены у антикваров, частью выполнены по рисункам художников. Дверной портал с мраморными наличниками инкрустирован гранитом и яшмой.
Работы по практической реализации проекта лежали на Агеенко. Исследователи называют этот известный всей Москве особняк «одним из самых загадочных произведений арх. И.В. Жолтовского». Даже привыкшим к «олигархическим» излишествам московским городским властям дом показался слишком роскошным, и после смерти купца они выставили сыновьям огромный счет на наследство. После революции дом был национализирован, и до 1937 г. его занимал Верховный суд СССР, потом посольство Германии и Польши, сейчас Институт Африки.
В 1909-10 гг. Агеенко строил доходный дом князя Щербатова по проету А. И. Таманова (Новинский бульвар, 11).
Умер А. Н. Агеенко после 1912 года, предположительно в Москве. Безжалостное время практически не оставило нам возможности любоваться плодами его творчества. Хотя некоторые жилые здания и учебные заведения в исторической части Мелитополя вполне могли быть построены по замыслу нашего архитектора, но по каким-то причинам не попали в список реализованных проектов Агеенко, и авторство их для нас остается загадкой.
Александр ЧУХРАЕНКО, Мелитопольский краеведческий музей
Галина
28 березня 2018 г. (12:28)
Ответить
церковь, которая находилась на углу ул. Ломоносова и улицы Гризодубовой, фактически она находилась на ул. Ломоносова, там где сейчас тротуар и северная част АТБ. Южнее церкви находилось два частных домостроения. Улица Гризодубовой состояла из 2 отрегков - один до ул.Ломоносова, а второй её отрезок это современный переулок Грилодубовой. Церковь была небольшой но красивой архитектурной формы, я бы сказала готической. Снесли её в 1965 году, когда начали строить микрорайон и продлевать ул. Гризодубовой (современное её положение) До 1965 года в здании церкви находилась библиотека
Схожі новини: