Деньги в эфир. Сколько платят мелитопольские кандидаты за политрекламу

Просмотров: 1742
21 жовтня 2015 15:00
Через несколько дней мелитопольцы пойдут на избирательные участки для того, чтобы выбрать депутатов в местные советы, городского голову и депутатов в городской совет.

О праве выбора сейчас говорит каждый. Кто-то знал, как будет голосовать еще до официального старта избирательной кампании, а другие еще определяются. Насколько эффективной политрекламу в целом и полиграфическую рекламную продукцию в частности считают представители политсил (и сколько средств готовы в нее вкладывать), и насколько интересна она избирателям?

Без бумажки ты…

Согласно ч. 2 ст. 58 Закона Украины «О местных выборах», материалы предвыборной агитации публикуются на основании договора, заключаемого от имени местной организации партии либо от имени кандидата в депутаты в одномандатном избирательном округе. И оплачиваются из соответствующего избирательного фонда. Причем заключить этот договор со СМИ можно только после регистрации кандидата или политсилы соответствующей избирательной комиссией.

Средства массовой информации, дабы соблюсти принцип равного доступа всем кандидатам и политсилам, должны опубликовать стоимость минуты эфира или квадратного сантиметра газетной площади или другой единицы размещения материалов предвыборной агитации. Так, в Мелитополе КП «ТРК «Мелитополь» за одну секунду эфирного времени в период избирательной кампании просит от 7,5 грн (после 21.30 в будние дни) до 14 грн ( с 19.00 до 21.30 в выходные и праздничные дни). В среднем стоимость 1 секунды составляет 11 грн.

ТРК «МТВ-плюс» оценила секунду эфира в ролике длиной до 60 секунд без НДС в 9 грн (с 15 до 16 часов в будни) до 12 грн (в «праймовое» время с 18.00 до 21.30). В выходные стоимость эфира увеличивается еще на 10 проц. Стоимость секунды эфира в видеосюжетах чуть дешевле - 8 и 11 грн соответственно.
Самыми доступным для рекламодателей в этом году стали расценки КП «Студия «Мелитопольский район». Здесь кандидаты должны были заплатить всего 60 грн за минуту.

На полиграфию

Отметим, что предвыборная кампания отразилась и на доходах тех, кто имеет отношение к полиграфии. При расчете стоимости для газет учитывается несколько факторов. Например, тираж. Так, реклама в горрайонной газете «Новый день» (тираж 2500 экз.) стоит от 3,7 до 5 грн за квадратный сантиметр. Или кандидат или партия могут заказать статью или баннер стоимостью от 250 до 450 грн.

В нашем издании (тираж 11000 экз.) стоимость квадратного сантиметра начинается от 10 грн.
По словам владельцев рекламных щитов, в этом году цены на политрекламу не значительно выше обычных.

- Сейчас борд желающим разместить там политагитацию обходится около двух тысяч в месяц. В основном затраты увеличились за счет специфики - агитку с борда надо снять до наступления «дня тишины», - говорит владелец фирмы «Браво» Виталий Гаргопов.

Из личного кармана

Отметим, что согласно ч. 6 ст.54 Закона Украины «О местных выборах» предвыборная агитация осуществляется за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов кандидатов и местных организаций партий. Использование для предвыборной агитации средств из других источников запрещается. К сожалению, заставить партию или кандидата открыть источники формирования избирательных фондов в Украине пока нельзя. Только если сами захотят. Мы обратились к некоторым кандидатам с просьбой рассказать нам об избирательных фондах. И вот что у нас получилось.
Напомним, в Мелитопольский горсовет баллотируются представители 13 политсил. Девять кандидатов будут бороться за право занять должность городского головы.

Представитель «Самопомощи» и Романа Романова Владимир Гогунский рассказал, что фонд наполняется только собственными средствами участников процесса, но сумму озвучивать не стал. Отметил, что уместнее это будет сделать после выборов.

Не озвучили сумму и в горорганизации партии «Солидарность» Блока Петра Порошенко. Юрист Евгений Ильченко пояснил, что финансирование избирательной кампании «Солидарности» на территории Мелитополя, в связи с известными событиями (проблемы с регистрацией кандидатов от горорганизации, - Ю.О.) осуществлялось сначала из фонда областной организации партии. Зарегистрирован фонд и у горорганизации, но суммы будут озвучены после выборов.

Другие политсилы скрывать суммы не стали.
Размер избирательного фонда мелитопольской организации политпартии «Социалисты» - 26104 грн. (по состоянию на 20 октября). Создан он из общих средств членов партии. Практически все эти средства и направлены на политрекламу и агитацию в СМИ.

Кандидат от Партии ветеранов Афганистана Андрей Чаппа также рассказал о своем избирательном фонде без утайки.
- Размер фонда 708 тысяч гривен. Это средства, собранные членами партии. В течение последних полутора лет мы готовились, и каждый передал в фонд до 12 тысяч гривен, - рассказал Андрей Федорович.
Интересно, что мелитопольская ВО «Свобода» вообще не стала регистрировать избирательный фонд.
- Ми не фінансуємо рекламу в ЗМІ чи на бордах, не замовляли агитпродукцію, тож у фонді потреби не маємо, - пояснил глава горорганизации Алексей Ревенок. - Ті борди, що розміщені в Мелітополі, замовлені обласною організацією і фінансуються з обласних фондів. Ми «заощаджуємо».

«Вернут в тройном размере?»

Мы поинтересовались у самих избирателей, насколько политагитация эффективна и влияет на их выбор.
- Нет, я на рекламу вообще внимания не обращаю. Только количество раздражает, - говорит мелитполец Виталий.

- В этом году впервые, пожалуй, читаю программы кандидатов в депутаты. Некоторых приносили по два раза, но читаю, потому что хочу выбрать правильного, - говорит Юлия Иванова.

«Весь город залеплен бигбордами с агитацией… на каждом углу палатки, где идет бойкая раздача полиграфии… Сотни тысяч гривен. И это в рамках одного райцентра. Люди, … вашу мать... Вы реально уверены в том, что каждую вложенную копейку позже не вернут в тройном (и это как минимум) размере?!» - удивляется в соцсетях мелитополец Алексей.

Отметим, что после окончания выборов, каждый из штабов будет обязан обнародовать суммы избирательных фондов на официальном веб-портале Центризбиркома. А значит, сколько потратили кандидаты, мы обязательно расскажем и нашим читателям.

Расследование подготовлено в рамках проекта поддержки журналистских расследований в Восточной Европе (SCOOP) при поддержке Датской Ассоциации журналистов-расследователей (FUJ), общественной организации International Media Support (IMS) и при содействии Министерства иностранных дел Королевства Норвегия.



Похожие новости: