Администрация Зеленского предлагает улучшить мобильную связь
«Мы ждем от телеком-рынка предложения адекватной модели поведения украинского государства», – заявил заместитель главы Администрации президента Алексей Гончарук топам мобильных операторов на презентации Зеленой книги «Как использовать радиочастотный ресурс для обеспечения качественной связи в Украине?».
BRDO провел инвентаризацию проблем индустрии и предложил свои варианты их решения. По словам Гончарука, наработки Зеленой книги могут лечь в основу нового законопроекта. В стенах парламента пылится уже немало документов, призванных решить описанные в ней проблемы индустрии. Но шансы принятия их нынешним составом ВР близки к нулю. Mind выбрал наиболее актуальные «болевые точки» и замечания СЕО мобильных операторов.
Отсутствие технейтральности
(права операторов предоставлять услуги 2/3/4G на всех выкупленных частотах)
В Украине, в отличие от большинства стран ЕС, не введен принцип технологической нейтральности. По словам главы сектора «ІТ&Телеком» BRDO Александра Кубракова, такой подход значительно сдерживает развитие телекоммуникаций в нашей стране и ухудшает доступность услуг.
Глава НКРСИ Александр Животовский пояснил на встрече, что операторы получили технологически нейтральные лицензии на последних тендерах в диапазонах 1800 МГц и 2600 МГц. Проще говоря, на этих частотах «большая тройка» может оказывать услуги не только 4G, но и 3G.
Однако для экономного продвижения в отдаленные регионы и покрытия автомагистралей, железных дорог операторам нужна технейтральность в более низком диапазоне – 900 МГц. Низкие частоты обеспечивают большую дальность покрытия. В Зеленой книге отмечается, что каждый из трех мобильных операторов ежегодно вкладывает до 3 млрд грн в развитие 3G и 4G сетей (в диапазонах 1800 МГц и выше). А применение диапазона 900 МГц позволит уменьшить необходимое количество сайтов и передатчиков в 1,4–2,7 раза, то есть сократить ежегодные расходы на 1 млрд грн каждой из компаний и оперативно покрыть 4G практически всю территорию Украины. Сейчас, по подсчетам BRDO, связью четвертого поколения покрыто 65% населения, а 16 млн абонентов не имеют доступа к этой технологии.
«Однако в полном объеме воспользоваться технейтральностью сегодня может только «Киевстар», – владелец более 58% спектра в диапазоне 900 МГц и единственный владелец сплошной полосы частот надлежащей ширины. Таким образом компания может получить значительное преимущество над конкурентами. Для сохранения конкуренции перед внедрением технейтральности критически необходимо провести рефарминг (перераспределение. – Mind) частот в диапазоне 900 МГц между пользователями для того, чтобы каждый игрок имел минимальную необходимую полосу для внедрения 4G», – подчеркивают соавторы Зеленой книги.
Генеральный директор «Vodafone Украина» Ольга Устинова уточнила: если у одного из игроков большинство частот – затраты на построение сети гораздо ниже, чем у остальных. «Если мы говорим об открытии диапазона 900 МГц для освоения сел и дорог – то прежде всего нужно перераспределить этот спектр. Иначе конкуренция будет под большим вопросом», – считает она.
Президент «Киевстар» Александр Комаров заявил, что компания готова пойти на уступки. «Мы понимаем, что есть исторически сложившиеся перекосы в распределении спектра, и готовы договариваться. У нас достаточно аргументов для разговора с топами «Веон» (собственником «Киевстар». – Mind). Для следующего шага в развитии рынка принципиально необходимо изменить текущую ситуацию, потому что она загоняет всех игроков в тупик. Понятно, что очень сложно договариваться на троих. Всегда есть конфликт интересов. Для арбитража важна роль регулятора и третьих организаций (например, BRDO). Потому что каждый из нас – в своей субъективной позиции. Нам нужно, чтобы нас отрезвляли их внешние выводы», – отметил Комаров. На каких условиях «Киевстар» готов поделиться частью спектра, президент компании не уточнил.
Глава совета Телекомпалаты Татьяна Попова пояснила изданию, что после прецедента при покупке лотов в диапазоне 2600 МГц (компания ММДС, входящая в СКМ Рината Ахметова, получила 500 млн грн от операторов за частоты. – Mind), владельцы лицензий на перспективные частоты, естественно, будут рассчитывать на конверсию (такие же выгодные условия сдачи части спектра).
Дефицит частот
«Ежемесячно объем трафика возрастает в геометрической прогрессии. Спектра всегда будет не хватать. Частоты – не нефть или газ. Их нельзя добывать. Это физически ограниченный ресурс», – «оптимистично» пояснил ситуацию Александр Животовский.
По данным BRDO, в странах ЕС для мобильной связи используется больше частот, чем в Украине. «Меньший объем частот влияет на качество связи, особенно с ростом объемов трафика. Украина не использует для мобильной связи диапазоны 800 МГц и 2300–2400 МГц. Спектр 800 МГц является важнейшим для обеспечения 4G в регионах. Более 80% спектра используется компанией «Интертелеком». А диапазон 2300–2400 МГц находится в пользовании компаний «Интеллектуальные Коммуникации» (88% спектра, использует технологию широкополосного доступа практически во всех регионах), «Краєвид» (6% спектра, использует технологию мультисервисного доступа в Николаевской области) и «Фарлеп-Инвест» (6% спектра, использует технологию мультисервисного доступа в 6 регионах)», – поясняется в Зеленой книге.
В BRDO полагают, что владельцы лицензий в этих диапазонах заинтересованы в сохранении своих лицензий и внедрении технейтральности, что позволит им значительно дороже продать права на частоты. А НКРСИ – в аннулировании лицензий текущих пользователей и повторной продаже на аукционах, что обеспечит поступления в бюджет в размере более 10 млрд грн (в расчет включены и частоты в диапазоне 700 МГц и 3, 6 ГГц, необходимые для 5G).
СЕО большой тройки на встрече прозрачно намекнули, что пока у них нет денег на приобретение новых частот. «Вывести страну на новый уровень технологий, отобрав у операторов все деньги, – не очень хорошая идея. С 2015 года – старта 3G – мы инвестировали до 70% всего нашего дохода. Когда нас просят развивать индустрию, важно учитывать и нашу экономическую составляющую», – подчеркнул главный исполнительный директор lifecell Исмет Языджи.
Ольга Устинова предложила другой вариант решения проблемы дефицита частот. «Нам необходим радиочастнотный шеринг (право совместно использовать частоты. – Mind). Исторически сложилось, что в регионах разная доля рынка у игроков. Каждому из нас не хватает выкупленных частот там, где у нас много абонентов. Для решения проблемы логично шерить спектр, если мы хотим удерживать качество сети (трафик растет взрывными темпами)», – отметила топ-менеджер «Vodafone Украина».
Неэффективное использование спектра
«Собаки на сене» – так на рынке называют компании, которые ранее на выгодных условиях выкупили лицензии на перспективные частоты, но практически не используют их, а придерживают для перепродажи прав. Примечательно, что ежемесячная рентная плата у таких компаний более чем в 500 раз меньше, чем у мобильных операторов (45,83 грн против 23 000 грн за 1МГц). Вилка поясняется использованием разных технологий. По данным BRDO, в 2018 году все пользователи частот заплатили в бюджет 2,6 млрд грн, 98% этой суммы внесла большая тройка.
«В нормативно-правовых актах отсутствует определение эффективности использования РЧР. «Формальные» держатели лицензий заинтересованы в сохранении статус-кво, что позволит им получить многомиллионные доходы в будущем. Абоненты, НКРСИ и добросовестные пользователи РЧР заинтересованы в четком определения понятия для минимизации рисков злоупотребления компаниями и госорганами», – подчеркивается в Зеленой книге.
В BRDO предлагают поднять плату за пользование РЧР до уровня мобильной связи в диапазонах 700 МГц, 2300–2400 МГц, 3400–3800 МГц, независимо от текущей технологии использования: это позволит высвободить диапазоны от текущих пользователей, не использующих спектр для предоставления мобильной связи, и распределить соответствующие частоты при внедрении 5G.
У НКРСИ «аппетиты» меньше. Недавно регулятор подал в Кабмин проект изменений в Налоговый кодекс, в котором предлагает повысить ренту в диапазонах 2300–2400 МГц, 2575–2610 МГц, 3400–3800 МГц с 45,83 грн до 3000 грн в месяц за 1 МГц в каждой области.
Также с переменным успехом регулятор пытается отобрать лицензии у «собак на сене», но дела зависают в судах. «На постсоветском пространстве очень много людей заработали свои капиталы на торговле частотами. Из-за диспропорции в ставках рентной платы и пробелов в определении эффективности использования РЧР, возникают феномены, когда юрлица с эксклюзивной лицензией решают, что им не нужно заниматься бизнесом, достаточно просто платить 45 грн в бюджет и судиться с регулятором. А в суде пояснять, что это не их вина в том, что они не используют спектр. Надеюсь, кроме судебной ветви, наши инициативы по исправлению диспропорции будут приняты», – отметил Александр Животовский.