Кто, когда и как руководил Мелитополем в новое время
Более трех десятилетий мы живем в эпоху перемен. Она явно затянулась, мы устали от новаций, которые чаще огорчают, чем радуют, но сейчас не об этом. Я попробую рассказать о людях, возглавлявших Мелитополь в эпоху перемен, о первых руководителях и об их делах.
Рассказ будет опираться на личные воспоминания – последние тридцать лет я был во власти или рядом с ней. Некоторых людей, возглавлявших город, уже нет в живых, некоторые живут не в Мелитополе, кто-то был более успешен, кто-то – менее. Но все они стали частью нашей истории, а историю нужно знать и уважать. Ну и, конечно, делать правильные выводы из того, что было, для того, что есть и будет.
Люди советской эпохи
Сложилось так, что я вырос в доме № 1 на пл. Победы, где жили руководители Мелитополя 1970-х Василий Глухов и Виктор Костин. Они жили обычной жизнью – такой же, как мои родители, другие жители нашего дома, даже жильцы коммунальных квартир знаменитого довоенного «сорокадвухквартирного». А еще моя одноклассница была племянницей пришедшего на смену им Алексея Причкина, и я точно знаю: он тоже жил как все. Эта традиция продолжилась и в новое время, наступившее после первых выборов по-новому – на реально альтернативной основе.
Выборы по-новому
В начале 1990-х, когда я стал депутатом горсовета (одним из сотни), компартия еще правила. Горком КПУ возглавлял Александр Томашевич, горисполком – Борис Крючков. Я был знаком с обоими по преферансу и точно знаю: они тоже жили как все, причем мэр ходил на работу почти всегда пешком и через рынок.
На первых по-настоящему альтернативных выборах А. Томашевич в горсовет прошел, а Б. Крючков – нет. Совет выбирал из своего состава председателя и по его представлению утверждал руководство исполкома во главе с его председателем. По плану горкома КПУ горсовет должен был возглавить А. Томашевич, горисполком – Анатолий Мангул (тогда – директор автомоторного техникума). А Б. Крючков мог бы стать его первым замом с правом решающего голоса.
Но не все планы сбываются: несмотря на преобладание в горсовете членов партии, ее лидера депутаты «прокатили». Причиной тому стали отчасти появление либерально-демократического меньшинства, в которое входил и я, отчасти интриги самих компартийцев. Их организовал Виктор Сычев, который совмещал мандаты депутата Верховной Рады и депутата горсовета с постом начальника мелитопольского отдела КГБ (тогда закон это не запрещал).
Ситуация вышла из-под контроля, и компромиссной кандидатурой стал А. Мангул, а «смотрящим от партии» при нем на пост председателя горисполкома избрали второго секретаря горкома Виктора Паршукова. Тот возглавлял исполнительную власть, решая текущие задачи и не влезая в политику.
Новое время
А. Мангул (в то время для многих еще не Ильич, а Толя) первое время работал в горсовете на полставки, основным местом работы сохраняя должность директора техникума. На него пытались влиять, пробовали «подвинуть», но он выстоял. А когда посты соединяли, В. Паршуков уступил ему, пошел в замы и вскоре вернулся в локомотивное депо, откуда уходил в горком. Здесь он работал долго и с удовольствием, вплоть до перевода в Симферополь, где живет и сейчас.
Не остались без руководящей работы и А. Томашевич с Б. Крючковым. Первый до запрета КПУ в 1991-м работал там и периодически вмешивался в политику, после запрета возглавил Центр стандартизации и метрологии. Второй стал начальником только формировавшейся тогда налоговой инспекции и активно влиял на экономические процессы. В политику они возвращались ненадолго: А. Томашевич однажды возглавлял окружную избирательную комиссию, Крючков был советником во времена мэрства отца и сына Сычевых (об этом ниже).
Продолжение следует