Купеческие дома и таинственные подвалы: мелитопольцы рассказали историю родной улицы (ФОТО)

Просмотров: 1737
12 жовтня 2019 08:45
На улице Старогородской сохранились старые постройки

Мелитополь, как и любой другой населенный пункт, имеет свою неповторимую историю. Каждая улица хранит свою тайну.

В центре старой части города располагается улица Старогородская. В былые времена здесь проживала и владела постройками городская элита - купцы, предприниматели, чиновники. Их дома сохранились на улице Старогородской до наших дней. 

Название вышеуказанной улицы за все ее существование изменялось четыре раза. До революции, а именно с 1890 до 1921 года она называлась Харьковской. Это название было связано с географией: улица устремлялась в северном направлении, в котором относительно Мелитополя находится Харьков.

После революции – в 1921 году, улице присвоили имя соратника Ленина - Раковского. Но это название носила недолго. Уже в 1929 году ее переименовали в улицу Красина. Все довоенное и военное время она называлась именно так. Леонид Красин был российским революционером, участником социал-демократического движения в России, советским государственным и партийным деятелем и член ЦИК СССР 1-3 созывов. Его имя улица носила целых 87 лет. А в 2016 году, в связи с декоммунизацией, улицу вновь переименовали. Ее новое название – Старогородская. Оно четко указывает на то, что именно здесь находился Старый город.

Сегодня на улице теснятся старые жилые дома. Их архитектура во многом сохранилась с прежних времен и напоминает об истории Старого города. Некоторые же дома полностью подверглись перестройке и теперь кардинально отличаются от других строений.

А что мелитопольцы помнят об улице, на которой живут?

На самом деле улица Старогородская очень маленькая. Соответственно, и горожан здесь проживает не много. Поэтому в обычный будничный день пообщаться, а главное встретиться, с жителями этой улицы оказалось не так уж просто.

- Я сама родилась в Омске, мой отец там служил в армии. Позже он демобилизовался, и мы переехали в Мелитополь, тогда мне было 40 лет. Родители купили дом у еврейской семьи Блекштейн, женщина была главврачом городской больницы, а ее муж занимался виноделием. Самих хозяев мы не застали, продала нам дом их дочь, - вспоминает жительница улицы Старогородской Галина Тимофеевна.

Город для Галины Тимофеевны был привычный, так как у ее семьи в Приазовском жили родственники, и, будучи у них в гостях, наша героиня приезжала с ними в Мелитополь. Сегодня больше всего Галину Тимофеевну волнует отсутствие тротуаров вдоль улицы, ведь в дождливую погоду пожилой женщине приходится преодолевать бесконечную грязь.

Журналисты MV вместе с научным сотрудником краеведческого музея Александром Чухраенко пытались найти фамилию Блекштен, которая прозвучала из уст жительницы улицы, в двух томах книги "Евреи Мелитополя". Однако такой фамилии мы там не нашли. Встречаются похожие - Блонштейн и Блатштейн. Как раз вторая фамилия и принадлежит русской жене еврея, который проживая в нашем городе. Возможно именно о ней рассказывала нам Галина Тимофеевна. 

Также мы обратились за помощью к краеведу Мелитополя Семену Воловнику. Он пояснил, что фамилия Блекштейн не может принадлежать еврейской семье, так как она вовсе не еврейская. Остается лишь предполагать, что рассказ горожанки шел о семье Блатштейн. 

Еще одна женщина, которая живет на улице Старогородская -Татьяна рассказывает, что всю жизнь прожила в доме купца, имени которого, увы, не знает. Но рассказывает, что до 1984 года на улице Старогородской жила пожилая женщина, которая знала эту купеческую семью. Она говорила, что этой семье, а точнее, двум братьям из этой семьи, принадлежало сразу несколько домов. В одном из них была прачечная, второй был конюшней. Но перед войной братья продали дома и уехали.

- Наш дом (постройка 1895 года) тоже принадлежал одному из этих купцов. Здесь был парадный подъезд, высокие потолки и окна, крепкие стены (толщина их была около 50 см). В доме был водопровод и отопление. В подвале стоял угольный котел, который отапливал весь дом. В подвал по рельсам спускались тележки с углем. Все было благоустроено. Но потом началась революция, и все это разрушили, - рассказывает журналисту Татьяна.

Татьяна в 1959 году в четырехлетнем возрасте с родителями заселилась в этот дом и всю жизнь прожила в нем.

- Я помню, как по нашей улице ездили на лошадях и повозках. Дорога по улице была вымощена булыжником. А сама улица была тихой и спокойной. Вдоль всего нашего трехквартирного дома шла большая терраса (около 30 кв. м). Она была обвита диким виноградом, который давал хорошую тень. Никакого забора раньше никто не ставил, потому что не было воровства. На террасе стоял стол, на котором мы играли в шахматы. Но со временем наши соседи разъехались, заехали новые, - делится своими воспоминаниями Татьяна.

А еще Татьяна рассказывает, что много лет назад улица была благоустроенная, а сейчас она сильно изменилась:

- Вдоль нашей улицы росли старые деревья, которые давали хорошую тень во дворы. Раньше прохожие могли в тени этих деревьев присесть на лавочку, отдохнуть, попить воды из уличной колонки. Сейчас эти деревья срезали, а новые никто сажать не собирается, колонки закрыли. Очень жалко, - тоскует о былом Татьяна.

Кроме этого, со времен ремонта улицы Интеркультурной и до сих пор на перекрестке улиц Старогородской и Дзержинского остались глыбы асфальта, которые уже просто вросли в землю. Тогда старый асфальт демонтировали, бросили на обочину и оставили. И вот уже много лет нет к нему никакого дела.

Помимо вышеуказанных фамилий известно, что несколько жилых домов принадлежали когда-то купцу по фамилии Меньшов, которые он сдавал в аренду. Позже эти дома были перестроены и в них располагались общежития МИМСХа (сейчас ТГАТУ им. Д. Моторного).

Сегодня на улице Старогородской располагается несколько магазинов и одно предприятие.

Фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Похожие новости: