В Мелитополе учитель назвала причины любви к работе

Просмотров: 2273
12 жовтня 2019 11:00
Анна Покатыльская любит то, что делает

Не так часто сегодня приходится слышать фразу: «Я горжусь тем, что я учитель». В былые времена педагог был непререкаемым авторитетом и светилом, а профессия считалась одной из самых почетных. Время и общество внесли свои коррективы. Отношение многих детей и родителей к педагогу изменилось, увы, не к лучшему.

Но фанаты профессии еще остались. Одна из них - учитель музыки и искусства СШ № 25 Анна Покатыльская.

- Если бы в 11 классе у меня спросили, кем я хочу быть, я бы никогда даже не подумала об учительстве, - честно признается Анна. - Я представляла, что буду музыкантом или певицей, и потому поступила на факультет искусств в МГПУ. Учителем я решила стать, когда впервые после третьего курса университета попала на практику в летний лагерь. Я увидела, как это - общаться с детьми в нестандартных ситуациях, за короткий период времени создать команду, делать общие крутые дела и получать от этого удовольствие.

Первая смена зацепила и с тех пор каждое лето вот уже 16 лет Анна Витальевна работает в детском лагере. У нее никогда не бывает отпуска и отдыха от детей. Даже в декрете педагог была ровно 10 месяцев - всего один учебный год.

- Да и не умею я отдыхать, - признается. - Уже не представляю своей жизни без этого всего.

Возвратившись домой после практики, третьекурсница Анна поняла, что ей непременно нужно работать в школе. Решила - сделала. Перевелась на «индивидуалку» и пошла в ООШ № 22 на ставку учителя музыки. После окончания пятого курса было решено поступать в магистратуру на специальность «управление учебными заведениями». Тогда Анна была президентской стипендиаткой, и это позволило ей самой оплатить обучение в магистратуре.

После окончания магистратуры пришла в СШ № 25 курировать воспитательную работу и 10 лет проработала педагогом-организатором. Это было чудесное время, работы было очень много, потому как куда ни посмотри - везде воспитательная работа. Но главное большое дело, которое удалось сделать педагогу вместе с детворой за этот период, - запустить проект - ролевую игру «Модель ООН», которая в этом году вышла уже на областной уровень, а в следующем, надеется Анна, станет всеукраинской.

«Модель ООН» - это образовательная ролевая игра, в ходе которой имитируется заседание разных органов системы Организации Объединенных Наций. Играют в нее мелитопольские дети уже пять лет, а до этого не один год перенимали опыт у школьников Скандинавии. Ученики на время превращаются в дипломатов и воссоздают работу организации с соблюдением реальных правил процедуры. Даже темы обсуждают злободневные, например, в этом году спорили об устойчивом развитии мира до 2030 г. с учетом ошибок прошлого.

- Эта игра - большой вклад в детей, - уверена педагог. - Во время учебного процесса сложно научить их верить в себя, ориентироваться в потоках информации, выражать свои мысли. К сожалению, это не заложено в учебных программах. Игра дает возможность им формироваться как личностям.

Но какой бы привлекательной ни была должность педагога-организатора, Анна Витальевна чувствовала, что теряет основную профессию - музыканта. Потому, когда в школе появилась вакантная ставка учителя музыки, взялась за нее. А вместе с учебными часами педагогу вверили и девятый класс, который в 2019 г. выпустился во взрослую жизнь. За три года эти дети успели стать по-настоящему родными. У них появились собственные традиции. Так, например, в начале января всем классом детвора приходила к любимой учительнице, чтобы поздравить с Новым годом на новогоднюю пиццу. Вместе обязательно шли колядовать, на Масленицу ели блины. А еще объездили с экскурсиями половину Украины, когда поняли, что свою страну они почти не знают. В поездках совмещали приятное с полезным: и хорошо время проводили, и по пути географию повторяли, историю подтягивали, с культурой знакомились и даже к ВНО готовились. Ведь одно дело посмотреть Хотин, Свято-Успенский собор на картинке, другое - увидеть воочию. А в тестах были вопросы, которые предполагали опознание культурно-исторического объекта по фото. И с этим заданиям ребята легко справились.

О том, что работает учителем, Анна Витальевна не пожалела ни разу. И если бы с уже имеющимся опытом и багажом знаний вернуть ее 11 класс, она бы выбрала профессию учителя снова. Учитель - жертвенная профессия, считает Анна. Иногда приходится делать что-то в ущерб себе, своей семье, времени. Но тот результат, который приносит эта профессия, стоит того. Люди, которые вырастают, выпускники, которые возвращаются, - это дорогого стоит.

- Нас формируют педагоги, - уверена А. Покатыльская. - У меня в жизни был очень хороший пример - это моя первая классная руководительница Светлана Николаевна Сахно. Она дала мне и многим другим пример любви к профессии учителя, стала тем самым маячком, на который ты можешь ориентироваться в жизни. Наверное, именно благодаря ей я такая, какая я есть. Мой учитель музыки Леонид Николаевич Мымрик заложил во мне основы музыкальности. Наталье Анатольевне Сегеде, Евгении Борисовне Еркиной я благодарна за то, что они меня направляли, формировали уже в студенческие годы. Я надеюсь, что и для кого-то из своих детей я стану таким маячком. Ведь мы, учителя, - «людинотворці». Мы - пример для детей. И очень важно, чтобы дети нам доверяли, иначе не получится достучаться.

Это модель идеальных отношений учитель - ученик. А какой педагог видит школу будущего?

- Ребенок должен воспринимать школу как место, где можно взять знания, - считает А. Покатыльская. - Мы же работаем по старой системе. Родители до сих пор думают, что учителя что-то должны. Да, мы должны учить, и мы учим. Но учитель не сможет дать ребенку знания, пока тот сам не захочет взять их. Зачастую же получается так, что дети просто просиживают 9, а то и 11 лет в школе.

И тут же еще один нюанс. Сегодня раздавлен авторитет учителя. Самими родителями, которые обсуждают школу в присутствии своих детей. СМИ, которые уделяют теме школы только новости из разряда «ШОК», показывая учителя, который не так ответил, не так посмотрел, оступился, нарушил. Соответственно, складывается негативное общественное мнение об учителе и о школе в целом. А как же потом нам, учителям достучаться до детей? Ведь все родители заинтересованы в том, чтобы ребенку было комфортно в школе и в классе. Как пробиться через эту стену недоверия?

Успешный образовательный процесс во многом зависит от материально-технической базы. Например, в программе НУШ прописано, что школьники должны музицировать на разнообразных музыкальных инструментах во время уроков. Но мы не можем этого дать просто потому, что не имеем такого количества инструментов в наличии. При этом перед нами опыт Финляндии, откуда мы как раз заимствовали систему НУШ. Там искусство дети изучают через практику. С начальных классов они играют на инструментах: сначала на народных, позднее - на электроинструментах, а также поют в хоре, и все это делают с большим удовольствием. Конечно, хочется, чтобы к музыке и рисованию как учебным предметам не относились как к чему-то второстепенному, ведь именно эти дисциплины формируют личность, а также помогают ей самовыражаться в творчестве.

Мне очень импонирует реформа образования, нравится методика НУШ. Но это нужно было сделать еще 15 лет назад. Современные ребята - заложники учебных программ. Им нужны совершенно другие подходы, и мы просто не отвечаем на их запросы.

Но при этом всем А. Покатыльская честно признается:

- Я горю работой и растворяюсь в ней. Мне кажется, я никогда не успокоюсь. Я люблю то, что делаю. И дело не в зарплате. Есть ценности, которые не измеряются материальными благами. Я горжусь тем, что я учитель!




Похожие новости: